УРОК 143. Упражнения
Упражнение №1
Если один текст называется «Карусель», а другой — «Как мы катались на карусели», то какой из них может быть описанием? А какой — повествованием? Почему? Составь план для каждого текста.
Ответ:
Описанием будет текст с названием "Карусель", потому что в нём может быть описана карусель, а повествованием будет текст с названием "Как мы катались на карусели", потому что это название предполагает какое−то движение в сюжете, последовательность действий.
Карусель
1. Карусель в старом парке.
2. Весёлый аттракцион из детства моих родителей.
Как мы катались на карусели
1. Прогулка в парке.
2. Катание на карусели.
3. Мои эмоции от аттракциона.
Упражнение №2
Прочитай текст. Как ты думаешь, это описание или повествование? Почему? Озаглавь текст.
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох−квох — квох−квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого голова торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на голову капает?
(Е. Чарушин)
Вспомни, что называют глаголы. Найди в каждом предложении глаголы и выпиши их последовательно в тетрадь.
Ответ:
Это текст−повествование, потому что в нём описана последовательность событий.
Курочка с цыплятками
Глаголы называют действия.
Ходила, пошёл, присела, растопырила, заквохтала, значит, прячьтесь, залезли, зарылись, спрятался, торчит, выглядывает, послушались, спрятались, стоят, пищат, удивляются, капает.
Упражнение №3
На уроке 135 в упражнении 1 мы составляли план выходного дня, а потом по этому плану писали текст. Прочитай его. Что у тебя получилось — повествование или описание? Объясни ответ.
Ответ:
У меня получилось повествование, потому что в тексте описана последовательность действий.
Упражнение №4
В тексте нарушен порядок абзацев. Восстанови их правильную последовательность. Какой текст легче исправлять — описание или повествование? Почему?
Как Маша стала большой
И все маленькую Машу стали называть большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в коротеньком платьице, без бус, без часов.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.
Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Один раз как−то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо, что даже мама удивилась.
Не они, видно, маленьких большими делают. А когда Маша вымыла посуду да сухо−насухо вытерла её, тогда не только мама, но и папа удивился. «Мы и не заметили, как Мария выросла», — сказал отец.
(Е. Пермяк)
Ответ:
Текст−повествование исправлять проще, потому что в нём описана последовательность действий.
Как Маша стала большой
Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.
Один раз как−то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо, что даже мама удивилась.
Не они, видно, маленьких большими делают. А когда Маша вымыла посуду да сухо−насухо вытерла её, тогда не только мама, но и папа удивился. «Мы и не заметили, как Мария выросла», — сказал отец.
И все маленькую Машу стали называть большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в коротеньком платьице, без бус, без часов.