Урок 33. Меры времени: сутки, час, минута. Страница 86

6. Малыши Цветограда вырастили 325 роз, пионов − на 78 меньше, чем роз, а гладиолусов − на 56 больше, чем пионов. Сколько всего роз, пионов и гладиолусов вырастили малыши в этом году?

Решение

1) 325 − 78 = 247 (ц.) − пионов вырастили малыши;
2) 247 + 56 = 303 (ц.) − гладиолусов вырастили малыши;
3) 325 + 247 + 303 = 572 + 303 = 875 (ц.) − всего вырастили малыши.
Ответ: 875 цветов.

−325
    78
  247

+247
    56
  303

+325
  247
  572

+572
  303
  875

7. В трех домах на Тюльпановой улице живет 438 малышей. В первом доме живет 108 малышей, во втором − на 15 малышей больше, чем в первом. Сколько малышей живет в третьем доме?

Решение


1) 108 + 15 = 123 (м.) − живет во втором доме;
2) 108 + 123 = 231 (м.) − живет в первом и втором доме вместе;
3) 438 − 231 = 207 (м.) − живет в третьем доме.
Ответ: 207 малышей.

+108
    15
  123

+108
  123
  231

−438
  231
  207

8. Что общего в примерах каждого столбика? Вычисли:
20 * 40
500 * 2

360 : 60
600 : 2

78 * 5
3 * 74

87 : 3
96 : 2

60 : 15
100 : 25

Решение

20 * 40 = (2 * 4) * (10 * 10) = 8 * 100 = 800
500 * 2 = (5 * 2) * 100 = 10 * 100 = 1000
В обоих примерах умножаются круглые числа.

360 : 60 = 36 : 6 = 6
600 : 2 = 6 с : 2 = 3 с = 300
В обоих примерах делятся круглые числа.

78 * 5 = (70 + 8) * 5 = 70 * 5 + 8 * 5 = 350 + 40 = 390
3 * 74 = (70 + 4) * 3 = 70 * 3 + 4 * 3 = 210 + 12 = 222
В обоих примерах умножается двузначное число на однозначное. Используется правило умножения суммы на число.

87 : 3 = (60 + 27) : 3 = 60 : 3 + 27 : 3 = 20 + 9 = 29
96 : 2 = (80 + 16) : 2 = 80 : 2 + 16 : 2 = 40 + 8 = 48
В обоих примерах делится двузначное число на однозначное. Используется правило деления суммы на число.

60 : 15 = 4, так как 15 * 4 = (10 + 5) * 4 = 10 * 4 + 5 * 4 = 40 + 20 = 60
100 : 25 = 4, так как 25 * 4 = (20 + 5) * 4 = 20 * 4 + 5 * 4 = 80 + 20 = 100
В обоих примерах делится двузначное число на двузначное.

9. Совпадут ли части фигур, если их перегнуть по оси симметрии? Проверь свой вывод с помощью кальки.

Переведите на кальку фигуры из учебника и сложите по пунктирной линии. Части фигур совпадут.

10. Выполни деление с остатком и сделай проверку:
47 : 5
33 : 8
54 : 7
39 : 6
76 : 9

Решение

47 : 5
1) 45 − наибольшее число до 47, кратное 5;
2) 45 : 5 = 9 − частное;
3) 47 − 45 = 2 − остаток;
4) 2 < 5;
5) 5 * 9 + 2 = 45 + 2 = 47;
6) 47 : 5 = 9 (ост.2).

33 : 8
1) 32 − наибольшее число до 33, кратное 8;
2) 32 : 8 = 4 − частное;
3) 33 − 32 = 1 − остаток;
4) 1 < 8;
5) 8 * 4 + 1 = 32 + 1 = 33;
6) 33 : 8 = 4 (ост.1).

54 : 7
1) 49 − наибольшее число до 54, кратное 7;
2) 49 : 7 = 7 − частное;
3) 54 − 49 = 5 − остаток;
4) 5 < 7;
5) 7 * 7 + 5 = 49 + 5 = 54;
6) 54 : 7 = 7 (ост.5).

39 : 6
1) 36 − наибольшее число до 39, кратное 6;
2) 36 : 6 = 6 − частное;
3) 39 − 36 = 3 − остаток;
4) 3 < 6;
5) 6 * 6 + 3 = 36 + 3 = 39;
6) 39 : 6 = 6 (ост.3).

76 : 9
1) 72 − наибольшее число до 76, кратное 9;
2) 72 : 9 = 8 − частное;
3) 76 − 72 = 4 − остаток;
4) 4 < 9;
5) 9 * 8 + 4 = 72 + 4 = 76;
6) 76 : 9 = 8 (ост.4).

11. Найди значения выражений:
804 − (267 + 438) + (525 − 56)
749 : 749 + 0 : 319 − 219 * 0

Решение

      3           1          4       2
804 − (267 + 438) + (525 − 56) = 804 - 705 + 469 = 99 + 469 = 568

1)
+267
  438
  705

2)
−525
    56
  469

3)
−804
  705
    99

4)
+99
469
568

      1        4    2       5       3
749 : 749 + 0 : 319 − 219 * 0 = 1 + 0 − 0 = 1

 12. Игра "Раскрась флаги"
Флаг на рисунке раскрашен в 2 красные и 3 зеленые полоски. Последовательность цветов можно обозначить цепочкой букв к и з. Сколько имеется различных способов раскраски флага этими цветами?

Решение

Замечание от 7 гуру. В задаче не сказано, можем ли мы менять количество полос разного цвета. Будем считать, что не можем.

1) КЗКЗЗ
2) КЗЗКЗ
3) КЗЗЗК
4) ЗККЗЗ
5) ЗКЗКЗ
6) ЗКЗЗК
7) ЗЗККЗ
8) ЗЗКЗК
9) ЗЗЗКК
10) ККЗЗЗ
Ответ: 10 способов.