Ответ к упражнению 109

 Рекомендация выполнить упражнение дома означает только одно: дети должны выполнить его самостоятельно (это можно сделать и на уроке, если учителю так удобнее). Тогда сразу станет понятно, насколько они усвоили целый ряд понятий: что такое родственные слова, что такое начальная форма слова -признака и слова -предмета; что такое сложное слово. Конечно, не все дети смогут поставить родственные слова из первой части стихотворения в начальную форму. Начальная форма слова синей — синий (какой?); начальная форма слова в синеве — синева (кто? что?). Поэтому следующий урок (если дети выполняли упражнение дома) мы начинаем с разбора ошибок. Поскольку многие дети в качестве начальной формы оставляют форму синей, мы записываем эту форму на доске и пока не комментируем. После этого просим открыть Обратный словарь на -Й, на -кий. Просим зачитать весь список слов полностью. Спрашиваем, чем сходны все эти слова: что они называют? (Признаки.) Что сходного в составе этих слов — какая частичка в них общая: и звучит, и пишется одинаково? (Окончание.) Спрашиваем: стоят ли все эти слова в начальной форме? (Конечно.) Уточняем: так какое же у них окончание? (Окончание -ий.) Спрашиваем: как вы думаете, а у слов задн_й, передн_ й, последн_ й, син_й каким является общее окончание? (Эти слова нужно выписать на доске.) После этого возвращаемся к форме синей и просим найти ошибку. Из второй части стихотворения дети должны выписать слова в начальной форме: самолёт и паровоз. 

Синий, синева.
Самолёт, паровоз.
Самолёты целый час в небе кувыркаются! Паровоз вздохнул: "У нас так не полагается..."