Ответ к упражнению 23

Особенностью упражнения является то, что в четырех случаях из пяти дети знакомятся с новым суффиксом — суффиксом -ок-. И этот новый суффикс необходимо выделить в словах. Более того, в словах, ОТ КОТОРЫХ образовались все слова, окрашенные цветом (с суффиксом -ок-), основа заканчивается на другой согласный: пауК — пауЧок; чердаК — чердаЧок; суК — суЧок; гамаК — гамаЧок. Поэтому детям необходимо выделить суффикс и подчеркнуть буквы, с помощью которых обозначены чередующиеся звуки [к] и [ч’]. Следующий блок рассуждений и заданий ориентирован на то, чтобы дети поняли сам механизм образования слова. Очень важно, чтобы они осознали с вашей помощью: всякое новое слово образуется не от другого слова, а от ОСНОВЫ другого слова! Слово, ОТ основы КОТОРОГО образуется другое слово, прежде всего лишается своего окончания. Таким образом, у слова остается именно ОСНОВА , к которой в нашем случае прикрепляется суффикс, а уж потом оно достраивается новым окончанием. Это тот механизм, который должны усвоить школьники. Мы показываем им образование слова рыбка от основы слова рыба, то есть от рыб/. Учителю необходимо записать каждый шаг словообразования на доске и прокомментировать его. После чего ребятам необходимо то же самое записать в тетрадях. Это будет для них образцом при выполнении упражнения 24.

домик  ← дом,
    [ч’]          [к]
 паучок ← паук,
    [ч’]              [к]
 чердачок ← чердак,
    [ч’]         [к]
 сучок ← сук,
   [ч’]         [к] 
 гамачок ← гамак.

Рыб к а ← рыба.