Ответ к упражнению 164

 Для того чтобы дети правильно ответили на первый вопрос этого упражнения, можно его уточнить: «Как вы думаете, в каком предложении слово мир означает отсутствие войны, ссоры, разногласий? » Дети догадаются, что речь идет о первом предложении. Дальше можно спросить: «А во втором предложении слово мир означает то же самое? Или что-то другое? Неужели словосочетание мир растений означает то, что растения не ссорятся и не воюют друг с другом? Нет? А что же означает это слово? Правильно: это все растения вместе! А что означает словосочетание мир животных? Это все животные вместе».  

Только после таких рассуждений целесообразно читать текст учебника дальше. После того как мы познакомимся с разным написанием слова мир, можно попросить детей выйти к доске и написать это слово так, как написали бы его раньше в словосочетаниях: мир животных и мир красок. Дети должны сообразить, что в этих случаях нужно написать так: мiр. Затем можно попросить детей написать на доске это слово так, как написали бы его раньше в двух других случаях: борьба за мир и худой мир лучше доброй ссоры. Дети догадаются, что здесь нужно писать это слово так: мир. После этого можно дать очень интересное задание: «Прочитайте очень известные слова, которые на протяжении многих лет служили призывом для всех людей, готовых защищать жизнь на земле: “Миру — мир!”. Как вы понимаете эти слова? Запишите их так, как их написали бы раньше ». Дети должны записать так: «Мiру — мир!». Название села «Мiрное» означало «построенное всеми вместе ». Можно спросить детей: «Как вы думаете, а сейчас для большинства людей, которые живут в этом селе, сохранился прежний смысл его названия? (Предполагается, что нет.) А для стариков, которые там живут? (Сохранился.) А для тех людей, которые впервые услышали название этого села? (Конечно, нет!) 

Мир между народами. (Мир - отсутствие войны.)
Мир растений. (Мир - все растения вместе.)