Ответ к упражнению 155

 Высокохудожественный текст Ивана Тургенева очень хорош для проверки того, что удалось сделать во 2 классе и над чем еще предстоит много и упорно работать. Учитель может планировать весь текст на урок, не оставляя второй его части для домашней работы. В тексте 27 орфограмм, которые распределяются следующим образом: безударные гласные в корне слов — 10, разделительные знаки — 6, непроизносимые согласные в корне слова — 5, парные звонкие -глухие — 4, ЖИ-ШИ под ударением — 1, написание частицы НЕ со словами -действиями — 1. Кроме этого, в тексте много лексики, которая требует концентрации внимания при списывании (частица НИ в начале текста: ни солнца, ни света или в конце — ни солнца, ни ветра, ни шуму; написание слов с буквой двойного согласного: осенний, странная; буква Ё после шипящих: желтая и т. д. Таким образом, этот текст помимо проверки знания базовых орфограмм предоставляет возможность проверить, насколько школьники внимательны при списывании.

Это упражнение НЕ является итоговой контрольной работой — для этой цели оно слишком сложное. Но оно поможет учителю сориентироваться в том, насколько за этот год удалось воспитать орфографическую зоркость, насколько хорошо или плохо усвоены базовые орфограммы, представляющие собой и старый, и недавно изученный материал. В тексте есть слово чувствами с непроизносимым согласным звуком, написание которого дети проверить не могут. Необходимо обратить их внимание на плакат Мыши на с. 147, где есть некие зрительные опоры для запоминания этого слова: почуВати, учуВати.

Поскольку написание слов чувство, чувствовать вызывает у детей трудность даже после объяснения, к этому плакату Мыши нужно будет вернуться и на следующем уроке. После того как на следующем уроке вы вернетесь к плакату Мыши и еще раз рассмотрите написание слова чувство, можно записать несколько предложений или словосочетаний с этим словом и родственными ему словами, например: «Он почувствовал себя плохо », «Меня распирало от чувства гордости », «У него очень чувствительная кожа ». Строго говоря, для усвоения данной орфограммы это не будет иметь большое значение — ведь на этом уроке внимание школьников сконцентрировано именно на этом слове и родственных ему словах, поэтому дети могут и не сделать ошибок.

Очень важно, чтобы в дальнейшем эти слова непременно встречались в разных контекстах: тогда вероятность практического освоения этой орфограммы будет намного выше. Сразу хотим заверить учителя: учебники 3 и 4 классов возвращаются и к написанию слов с непроизносимыми согласными, и к написанию данных конкретных слов многократно. Что касается написания слова участвовать, то сейчас мы возвращаемся к нему на другом основании. В 1-й части учебника (с. 110) мы рассматривали происхождение этого слова и выделяли в нем частичку [част’] / [част]: уЧАСТие, уЧАСТвовать. Отсылая школьников к С ловарю происхождения слов, мы им напоминаем об этом. В этой же части учебника мы показываем возможность проверки этого слова с непроизносимым согласным звуком: участвовать — участь, участие. Почему мы именно сейчас вспоминаем о написании этого слова? В связи с тем, что дети часто путают написание слов чувствовать и участвовать. Для того чтобы дать возможность детям немедленно прописать это слово и родственные ему слова в контексте, можно продиктовать несколько предложений или словосочетаний (хотя, повторяю, к настоящему освоению орфограммы это не будет иметь никакого отношения). Например: «Дед не участвовал в этом сражении — он был участником битвы на Курской дуге », «Наше участие в уборке класса обязательно ». 

    Как же лес (леса) хорош (хорошо) поздней (опоздал) осенью. Ветра нет, и нет ни солнца (солнышко), ни света, ни движенья (движется), ни шума. В мягком (мягок) воздухе разлит тонкий осенний запах. Туман стоит (стой) над жёлтыми полями (поле). Сквозь бурые сучья деревьев (дерево) мирно белеет (белый) небо. На липах висят последние золотые листья. Сырая земля (земли) упруга под ногами (ноги).
   Идёшь вдоль опушки, а на душу находит странная тревога. Сердце (сердечко) вдруг задрожит (дрожь) и забьётся, страстно (страсти) бросится вперёд (впереди). В эти минуты всеми чувствами и силами владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - нет ни солнца (солнышко), ни ветра, ни шуму.