Ответ к упражнению 85
Работая с группой слов на -Ь (на -чь) в Обратном словаре, мы обязательно должны пояснить детям, почему некоторые слова напечатаны дважды. Сначала можно спросить самих детей: не догадываются ли они, с чем это связано? Можно даже написать на доске пару предложений, где эти слова будут выделены. Например: «В углу, как и положено, была большая русская печь». «Бабушка, наконец, начала печь пирожки ». Или: «В лодке была течь». «Вода в лодку перестала течь». Примеры, как правило, помогают детям прийти к выводу, что печь и печь — два разных слова: одно означает сооружение для отопления, а другое — приготовление пищи особым способом. То же самое можно сказать о другой паре слов: течь и течь. Это два разных слова. Одно означает проникновение воды через пробоину. Можно спросить детей: как будут записаны эти слова в Большом толковом словаре — один раз или два раза? Поскольку слова в каждой паре — разные, они будут записаны там два раза. После этого дети поймут, что и в Обратном словаре эти слова тоже записаны два раза, потому что это разные слова.
После этого можно вернуться к заданию: дети должны выписать слова, называющие действия. Этих слов пять — как раз те слова, которые дети потом прочтут на плакате у Летучей Мыши. Мы обращаем внимание детей на то, что все эти слова отвечают на вопросы начальной формы глагола: что делать? и что сделать? Они, так же как и другие слова -действия в начальной форме, пишутся с -Ь на конце. Только в других словах этот -Ь входит в суффикс -ть, а здесь он входит в -чь.
Примечание. Как быть с этим -чь? Мы эти слова специально не просим разобрать по составу, ибо детям еще очень трудно понять: как одно и то же буквосочетание может быть и частью корня, и суффиксом одновременно. Вместе с тем это именно так: с одной стороны, состав слов такой: лечь, печь, течь, стричь, по/мочь. С другой стороны, финальное -чь может быть в каждом из этих слов обозначено точно так же, как -ть, то есть как суффикс, показывающий начальную форму слов. Если обозначение -чь не вызовет у детей никакого интереса и вопросов, на это лучше всего не обращать внимания. Но если вопросы возникнут, можно сказать, что это очень-очень сложно, что об этом они узнают, только когда будут старшеклассниками, но что вы им по секрету сейчас все расскажете. И вам придется рассказать все эти сложности. Образцы словосочетаний: печь пироги, течь вдоль берега, стричь овечку, помочь соседу.
Лечь на траву, печь пироги, течь около оврага, стричь быстро.