Ответ к упражнению 64

Открыв Обратный словарь на -Ь (на -ть), дети обнаружат пять слов, родственных слову бежать. Если дети будут затрудняться при выделении корня (или выделят его неправильно: бежа), необходимо столбиком выписать слова бежать, бежит, пробежка, чтобы сделать для них очевидным, что корень -беж-.

После выделения корня обращаем внимание на значение слов с приставками, пытаемся обосновать то, что приставки придают однокоренным словам разный смысл. Для этого спрашиваем: «Слова добежать и забежать означают разное? Кто может объяснить, какая же разница в смысле в них содержится? Сравните два предложения: “Сережа добежал до магазина” и “Сережа забежал в магазин”. Эти предложения сообщают о разном? Сравните: “Мальчик добежал до школы” и “Мальчик убежал из школы” ». И так далее. Важно, чтобы слова, которые мы наблюдаем, были обязательно включены в контекст предложений.

Последний вопрос на с. 59 «От какого слова образовались все слова с частичкой перед корнем?» предполагает, что дети догадаются: все эти слова образовались от слова БЕЗ таких частичек — от слова бежать.

После этого на с. 60 мы знакомим детей с определением приставки. Вслед за этим дети возвращаются к списку слов в Обратном словаре и выбирают из этого списка слова, подходящие по смыслу к словосочетаниям. Во время этой работы важно, чтобы дети обнаружили, что даже словосочетание (а уж тем более предложение!) очень требовательно: далеко не всякое слово подходит. Причем неподходящим слово делает в данных случаях именно приставка. Так, в первом случае подходят только два слова из списка: добежать до аптеки и пробежать до аптеки (например: «Мальчику надо было пробежать расстояние от школы до аптеки ». Но чтобы обнаружить, какое слово подходит, а какое нет, нужно примерить каждое слово к рассматриваемому словосочетанию.

добежать до аптеки
забежать за лекарством
отбежать от собаки
пробежать мимо дома

Если буква заблудилась (с.60)

На софе сидеть приятно.
Почему? И так понятно.

На софе и на сове. Сравнивая звуки [в’] и [ф’], школьники должны прийти к выводу, что у звуков одна характеристика одинаковая: оба — мягкие. Но первый звук — звонкий, а второй — глухой.