Ответ к упражнению 18

Упражнение предполагает, что дети сначала по цепочке устно проверят или обоснуют написание каждой орфограммы.

Густые ресницы, арабские цифры, новый циркуль, цыплячий пух, сладкие леденцы, сердито цыкать, вкусные голубцы, китайцы и немцы, алжирские цитрусы, цитрусовые плоды, ходить на цыпочках, цыпки на руках, звонкие бубенцы, красные перцы, плясать цыганочку, острые ножницы.

И только после этого они смогут ответить на вопрос: «Сколько разных правил надо знать, чтобы после Ц написать нужную букву? » Самый лучший вариант — говорить правило и тут же иллюстрировать его примерами из упражнения. Например, один ученик начинает:

1. «После Ц пишется Ы в окончаниях слов-названий предметов, стоящих во множественном числе: ресницЫ, голубцЫ, китайцЫ и немцЫ… ».

Учитель просит другого продолжить выбирать примеры на это правило из упражнения. Или:

2. «После Ц пишется И в корнях слов-названий предметов, если звук после Ц находится под ударением, например: цИфры, цИнковый, цИтрусы, цИркуль, цИкл».

Или:

3. «После Ц пишется Ы в корнях слов-названий предметов, если это слова-исключения или родственные им слова, например: цЫплячий, цЫкать, на Цыпочках, цЫганочка, цЫпки ».