Ответ к упражнению 71

Задание побуждает детей самих образовать глаголы с помощью этих приставок, при этом задумываясь над тем, всегда ли это возможно. Так, если глаголы переплыть и поплыть существуют, то глагола расплыть нет. Если существует глагол покупать (можно «покупать кого-то в ванне »), то глаголов перекупать и раскупать не существует, если, конечно, образовывать их от глагола купать, а не купить; омонимичные же им глаголы перекупать (перекупать товар) и раскупать (раскупать новогодние елки), образованные от основы другого глагола купить, существуют. Чтобы укрепить понимание школьниками того, какие слова являются родственными (однокоренными), учебник предлагает им выполнить третье задание. Школьники должны задуматься о значении слова растопить и решить, являются ли глаголы растопить (печь) и утопить (в реке) родственными словами. Дети должны еще раз вспомнить, что родственные слова — это не просто слова, имеющие общую часть: важно то, что эта общая часть хранит ОБЩИЙ СМЫСЛ этих слов. А если смысл разный, то ни о какой родственности говорить невозможно. Дети должны присоединиться к мнению Маши. На это же различение слов с омонимичными корнями направлено и последнее задание. Дети должны понять, что глаголы покупать (в ванне) и покупать (подарки) — это разные слова, слова с разными значениями. Они должны определить, что слово покупка является родственным словом второму из этих слов, а слово купание — первому слову.

Слова покупать (в ванне) и покупать (подарки) не являются родственными, так как у них разное значение.