Ответ к упражнению 111

 1. Отвечая на первый вопрос упражнения, школьники должны написать словосочетание черные ушки или черное ушко. В слове черн/о/уш/ка дети смогут подобрать родственные слова как к первому корню (черн/еть, черн/ота), чтобы правильно выделить корень, так и ко второму корню (ух/о, уш/астый), чтобы его выделить. Затем дети должны вернуться к словосочетанию черные ушки или черное ушко. Поставив слово -признак в начальную форму (черный), они смогут показать, как от него образовалось слово Чернушка: черный > Чернушка. Сильные учащиеся могут попробовать показать это более подробно: черн/ + ушк + … = Черн/ушк\[а].

2. Слово Рыжеспинка образовалось от словосочетания рыжая спинка. Состав слова таков: рыж/е/спин/к/а (хотя детей не просят выделить суффикс, но, определив второй корень и зная, каково окончание, дети обнаружат и суффикс). Вернувшись к словосочетанию рыжая спинка и поставив слово -признак в начальную форму (рыжий), дети смогут показать образование слова Рыжинка как в общем виде (Рыжинка < рыжий, или так: рыжий > Рыжинка), так и более подробно (рыж/ + инк + … = рыж/инк\[а]).

3. Беляшка < белый, или так: белый > Беляшка. Если дети будут показывать более подробный вариант, они покажут его так: бел/ + яшк + … = беляшк[а]. Это не будет точно, поскольку здесь два суффикса (-яш- и -к-), но этой ошибкой можно пренебречь: ведь нам важно усвоение самого механизма. Следующие 2 часа должны обязательно дополняться материалом из Тетради для самостоятельной работы, поскольку учебник предполагает только один вид деятельности: работу с отрывками из стихотворения Маршака. 

Черноушка - чёрные ушки.
Черноушка
Черноушка: чёрный → Чернушка
Черн/ + ушк +  а = Чернушка