Ответ к упражнению 25

Упражнение возвращает детей к знакомой им группе слов, но побуждает работать с другими словами из этой группы. Работа предполагает два этапа. Первый этап уже хорошо освоен: дети показывают, от основы какого слова образовалось другое слово. В задании написано: «Покажи, от ОСНОВ каких слов они образовались ». На втором этапе школьники показывают, как именно от основы одного слова образуется другое слово. Вот здесь важно, чтобы работа выполнялась и на доске, и в тетрадях и чтобы дети проговаривали вслух вполголоса: «Берем слово таз, лишаем его нулевого окончания, остается одна ОСНОВА. К ОСНОВЕ слова таз прикрепляем суффикс -ик- и ставим еще один плюсик для неизвестного пока окончания. Получаем слово тазик с нулевым окончанием ». То же самое надо проделать со словами арбуз, стол, дом и гном. Что касается образования слова «ежиха », то рассмотрение его необходимо на этом этапе для того, чтобы у детей не сформировался неверный стереотип: у нового слова совсем не обязательно ТАКОЕ ЖЕ окончание, как у прежнего слова, от основы которого оно образовалось! Поэтому учитель на доске показывает, как слово «еж» лишается своего нулевого окончания, как к основе прикрепляется суффикс, а затем — окончание -а. Тренировать дальше это знание на других примерах (типа моржиха, слониха и т. д.) нет необходимости: мы в свое время вернемся к этой группе слов (в упражнении 46), и дети будут показывать, как именно образуется каждое слово из этой группы.

тазик ← таз
таз  → таз/
таз/ + ик + ☐ = таз ик

столик ← стол
стол → стол/
стол/ + ик + ☐ = стол ик

гномик ← гном
гном → гном/
гном/ + ик + ☐ = гном ик

арбузик ← арбуз
арбуз → арбуз/
арбуз/ + ик + ☐ = арбуз ик

домик ← дом
дом → дом/
дом/ + ик + ☐ = дом ик