Ответ к упражнению 46
Первая часть упражнения требует от школьника очень простой операции: показать в самом общем виде, как образовались 9 слов из словарного списка слов на -иха. Это везде очень прозрачно.
ежиха ← ёж
слониха ← слон
лосиха ← лось
зайчиха ← заяц
паучиха ← паук
моржиха ← морж
повариха ← повар
ткачиха ← ткач
волчиха ← волк
Небольшое затруднение может вызвать разве что слово зайчиха. Нужно показать, что слово зайчиха точно так же, как и во всех других случаях, образовалось от ОСНОВЫ слова, называющего животное мужского пола: зайчиха < заяц. Можно поместить эти слова одно под другим и помочь выделить корень (хотя этого не требуется в задании!), показать в нем чередование звуков:
заяц
зайч их а
Такое же чередование согласных в корне есть в парах слов:
яйц о огурец конец
яич ниц а огурч ик конеч н ый
Привлечь внимание ко всем этим тонкостям можно только в том случае, если класс в целом очень сильный. Если уровень развития класса не позволяет, лучше не отвлекать детей на частности: важно, чтобы они усвоили некие общие закономерности, которые позволят им в дальнейшей учебной деятельности мысленно структурировать любое слово, а значит, и правильно его писать.