Ответ к упражнению 81
Первое задание к упражнению предполагает, что дети объяснят смысл каждого слова из Обратного словаря, родственного слову читать. Начнут они со слова зачитать, данного в контексте (на плакате у Мыши). Из контекста дети поймут, что зачитать в данном случае — это истрепать, затаскать в процессе чтения. Можно тут же предложить детям другой контекст, где слово «зачитать » будет иметь совсем иной смысл: «Командир зачитал солдатам новый приказ ». В данном случае зачитать — это прочитать вслух. Можно привести и третий контекст, чтобы на примере хотя бы одного слова дети поняли, что значение слова очень важно определять в контексте. Например: «Эта книга — большая редкость. Я, конечно, дам тебе ее почитать. Но, смотри, — не зачитай! » В данном случае зачитать означает не вернуть, не возвратить назад.
Следующие четыре слова, которые дети будут объяснять, они должны непременно поставить в контекст. И объяснять исходя из контекста. На первом этапе учитель сам может придумывать предложения и просить детей объяснить слово, употребленное в этом предложении. Но постепенно нужно приучать детей самим придумывать контекст для объяснения слова. «Петя с удовольствием перечитал любимую сказку »: перечитать — прочитать еще раз. «Учитель дочитал текст сочинения »: дочитать — прочитать до конца. «Я хочу почитать эту книгу »: почитать — познакомиться с содержанием книги, читая ее. «Мальчик прочитал эту книгу и вернул в библиотеку »: прочитать — закончить чтение книги.
После этой части работы дети возвращаются к Обратному словарю и зрительно сразу видят структуру всех этих родственных слов. Особенность их состава в том, что они все состоят из четырех частей, причем три части в них совершенно одинаковые: это корень, глагольный суффикс -а- и суффикс начальной формы -ть. Разными в них являются только приставки, которые и сообщают каждому из этих слов особый смысл. Задание разобрать три слова по составу, а затем объяснить, какой смысл придают этим словам приставки, направлено на слабых детей: теперь, возможно, они смогут объяснить смысл каждого из трех слов, поскольку мы это только что делали.
Последний вопрос упражнения направлен на то, чтобы дети вспомнили: суффикс -ть — это суффикс, показывающий, что слово, называющее действие, стоит в начальной форме. Примечание. Некоторые дети, разбирая по составу глаголы в неопределенной форме, ставят после суффикса -ть значок нулевого окончания. Чтобы они поняли, почему этого делать не нужно, можно напомнить им о словах, которые никак не изменяются, типа: кино, эскимо, кенгуру, зебу, эму и т. д. Надо выписать эти слова на доске и спросить: «Правильно ли будет, если мы поставим после каждого из них значок нулевого окончания? Что означает этот значок? Он означает, что при изменении слова окончание появится. А эти слова изменяются? Нет. Значит, рядом с ними не нужно ставить значок “нулевое окончание”? Не нужно ». После этого можно выписать несколько глаголов в начальной форме столбиком, а рядом выписать эти же глаголы в других формах: читать — читал, читаю, будут читать; писать — писала, пишут. Ход беседы может быть следующим. Зачитав глаголы в начальной форме, можно спросить: «Как называется такая форма слов, называющих действия? Можно ли по этой форме узнать, когда именно происходило действие: давно, сейчас или только еще будет происходить? Можно ли по этой форме узнать, кто именно производил действие: я, ты, мы, он, они? А по форме слов-действий из правого столбика можно больше узнать? Давайте попробуем. Что нам расскажет слово -действие читал? То, что это действие сейчас происходит или уже было? А что расскажет слово -действие читаю? Можно ли понять — когда? Правильно: сейчас, в настоящем времени. А кто? Правильно, читаю — это я читаю. А что рассказывает слово писала? Во-первых, понятно, что речь идет об особе женского пола. А во-вторых, что действие уже было в прошлом. А слово пишут? Оно означает, что действие происходит когда? Сейчас. Явно речь идет о нескольких людях: пишут — это они пишут ». После этого нужно снова вернуться к глаголам в начальной форме и сказать, что эта начальная форма называется НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ формой — по ней нельзя ничего определить: ни кто действует, ни когда действует. Это неизменяемая форма. А как мы поступаем со словами, которые не изменяются? Мы ставим рядом с ними значок нулевого окончания? Нет! Не ставим.
Пере чит ать, до чит ать, по чит ать.