Ответ к упражнению 116

 Записав эти слова правильно, школьники должны обнаружить, что после разделительного Ь могут быть не только буквы Е, Ё, Ю, Я, но и буква И. Именно этому уточнению посвящен следующий плакат Летучей Мыши. Чем этот плакат отличается   от предыдущего? Во-первых (и это самое главное), — тем, что он знакомит нас с еще одним случаем: разделительный Ь пишется перед И. Во-вторых (это не очень существенно, но проверяет наблюдательность), в качестве примеров используются другие слова. Сходство двух плакатов в том, что они показывают, в каких случаях используется разделительный Ь: в корне слов перед буквами Е, Ё, Ю, Я, которые обозначают два звука (звук [й’] и звуки [э], [о], [у], [а]). После того как дети сформулируют правило еще раз, они должны отдельно проговорить, чем дополнена его формулировка: Ь пишется еще и перед буквой И, которая тоже обозначает два звука: [й’] и [и].

Написание разделительного Ъ Ход введения разделительного Ъ — точно такой же, как ход введения разделительного Ь: дети сначала прислушиваются к двум словам, составляющим минимальную пару; обнаруживают, что в одном из слов звуков больше; указывают, какой лишний звук появился (звук [й’]); смотрят, как на письме обозначается появление этого звука (с помощью разделительного Ъ); формулируют, почему Ъ можно назвать разделительным (он обозначает, что после него идет звук [й’], который не дает слиться звукам [с’] и [э]). Только после этого необходимо задуматься над тем, почему же в этом случае пишется другой разделительный знак: Ъ, а не Ь. Дети сравнивают пары слов (без приставки и с приставкой) для того, чтобы обнаружить местоположение разделительного Ъ. Возможно, выписывая эти пары на доске и выделяя графически приставки и корни, учителю лучше всего не включать Ъ в приставку: оставлять его между выделенной приставкой и выделенным корнем. В учебнике Ъ включен в состав приставки, чтобы сразу приучить школьника правильно выделять приставку в словах с разделительным Ъ, относя Ъ к приставке.

Соловьи, муравьи, воробьи.