Ответы к стр. 16

40. Является продолжением предыдущего задания. По существу эти два задания должны рассматриваться как одно, но по чисто технической причине, связанной с расположением текста задания на разных сторонах листа учебника, оно разбито на два отдельных задания. Иначе учащимся было бы трудно с ним работать.

Итак, в задании 40 учащимся предлагается система вопросов, которая аналогична системе вопросов из задания 38, но теперь речь идет о случае деления с остатком столбиком на двузначное число. При этом соответствующая запись деления дана учащимся в готовом виде, и она уже перенесена ими в тетрадь. Что касается ответов на поставленные вопросы, то они должны практически полностью повторять ответы, сформулированные при выполнении задания 38. Выделить дугой первые две цифры в записи делимого и рассмотреть соответствующее двузначное число. Так как первое промежуточное делимое выражает число сотен (35 сотен), то запись неполного частного будет состоять из трех цифр. Нужно найти результат деления первого промежуточного делимого (35) на делитель (17) и записать соответствующую этому результату цифру (2) в старший разряд искомого неполного частного. Запись каждого следующего промежуточного делимого получается с помощью приписывания к записи остатка, полученного на предыдущем этапе деления (если он не равен 0) первой из оставшихся незадействованных цифр делимого. Если остаток равен 0, то записывают только соответствующую цифру делимого.Каждую следующую цифру в записи неполного частного определяет результат деления соответствующего промежуточного делимого на делитель.

Если промежуточное делимое меньше делителя, то в неполном частном на соответствующем месте нужно писать цифру 0. Процесс деления нужно заканчивать тогда, когда будет выполнено деление последнего промежуточного делимого. Остаток, который получается при делении последнего промежуточного делимого на делитель, и будет являться окончательным остатком.

41. Учащимся предлагается сформулировать алгоритм деления столбиком, ответив на вопросы и опираясь на пример. Данный пример был подобран таким образом, чтобы обратить внимание учащихся на промежуточные этапы деления, в которых появляется число 0 либо в качестве остатка (второй этап), либо в качестве промежуточного неполного частного (третий этап). Особое внимание к таким ситуациям продиктовано тем, что именно там, где должно появиться число 0 в процессе деления, учащиеся и совершают наибольшее число ошибок.