Ответы к стр. 116

389. Изучи особенности ПОСТРОЧНОЙ ЗАПИСИ АЛГОРИТМА (указаний по шагам), цель которого обучение пешехода правильному переходу проезжей части дороги по нерегулируемому (без светофора) переходу.
Для перехода проезжей части дороги необходимо
1. Подойти к началу перехода и остановиться.
2. Посмотреть налево и дождаться отсутствия транспорта в опасной близости от места перехода.
3. Дойти до разделительной полосы и остановиться.
4. Посмотреть направо и дождаться отсутствия транспорта в опасной близости от места перехода.
5. Перейти оставшуюся часть улицы.
Ты, безусловно, знаешь правило безопасного пересечения улицы по пешеходному переходу, оборудованному светофорам. Сделай на основе этого правила построчную запись соответствующего алгоритма.

В процессе выполнения задания 389 учащиеся смогут не только внимательно познакомиться с построчной формой записи очень важного и полезного для повседневной жизни алгоритма, но и самостоятельно построить построчную запись аналогичного алгоритма:

1. Подойти к началу перехода и остановиться.
2. Дождаться разрешающего переход сигнала светофора (должен загореться «зеленый человечек»).
3. Перейти улицу.

390.  Изучи АЛГОРИТМ вычисления периметра прямоугольника, записанный с помощью БЛОК-СХЕМЫ.
Обрати внимание на то, какие геометрические фигуры используются для построения блок-схемы. Например, «Начало» и «Конец» заключают в рамку овальной формы, «Ввод» и «Вывод» — в рамку в форме параллелограмма, «Описание действий» - в рамку в форме прямоугольника.
Выполни построчную запись алгоритма, записанного с помощью блок-схемы.
Запиши построчно другой известный тебе вариант вычисления периметра прямоугольника.
p=a*2+b*2 (задание 375)
Составь блок-схему для этого варианта.

Задание 390 относится к заданиям повышенной сложности. Основной целью задания является знакомство учащихся с такой формой записи алгоритма, которую принято называть блок-схемой. При этом важно обратить внимание учащихся на то, какие геометрические фигуры используются для построения блок-схемы и что обозначает каждый блок. Если учащиеся правильно поняли алгоритм, записанный с помощью блок-схемы, то они без особого труда смогут сделать построчную запись этого алгоритма. Далее они должны сформулировать построчно алгоритм вычисления периметра прямоугольника, который основан на другом правиле.

1. Узнать (измерить, вычислить) длину и ширину прямоугольника.
2. Длину прямоугольника умножить на 2.
3. Ширину прямоугольника умножить на 2.
4. Получить периметр прямоугольника как результат сложения величин, вычисленных в пунктах 1 и 2.

В заключительной части задания учащиеся получают возможность поупражняться в переходе от построчной записи алгоритма к записи в виде блок-схемы. При этом они должны ориентироваться на имеющуюся в задании блок-схему, внеся в нее соответствующие изменения.