Ответы к странице 14

431. Прочитайте. Как семилетний Колька догадался, почему среда называется средой? Какая часть слова помогла ему сделать это? Подберите  однокоренные  слова  к  выделенному  слову.       Найдите  в тексте диалог и обращение.
Вечером, перед тем как лечь спать, подошёл Колька к календарю, оторвал листочек и прочёл на нём: «Вторник». Посмотрел на оставшийся листок и прочёл: «Среда».
«Завтра уж среда», — подумал Колька и похвалился:
— А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели висит. Верно я говорю?
— Верно, — согласилась мать. (А. Гайдар)

Ответ:

Колька догадался, почему среда так называется по корню слова.

Диалог:
— А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели висит. Верно я говорю?
— Верно, — согласилась мать. (Повест., невоскл., с прямой речью).

Разбор предложения с прямой речью или диалогом надо начинать с разграничения прямой речи и слов автора и составления схемы. Затем надо подчеркнуть члены предложения отдельно в прямой речи и словах автора. После всего этого можно дать характеристику предложению в целом по цели высказывания и по интонации, а затем охарактеризовать каждую из частей отдельно.

У нас в электронном учебнике никакое слово не выделено. Если хотите полный ответ, пишите в комментариях номер упражнения и выделенное слово.

432. Объясните, почему так названы плетень, землянка, шиповник? Напишите об одном из этих слов по плану:
1. Какая часть слова помогает нам объяснить это название?
2. Почему мы можем использовать корень для объяснения названия? Озаглавьте свою работу «Секрет названия».

Ответ:

Секрет названия
   Землянка
1. Землянка названа так потому, что это углубление в земле. Объяснить название предмета помогает корень слова земля.
2. Корень можно использовать для объяснения названия, потому что в нем заключено общее значение родственных слов.

433. Напишите сочинение «Дни недели рассказывают о себе» − о том, почему так называются вторник, среда, четверг и пятница. Если нужно, воспользуйтесь планом из упр. 432.

Ответ:

                         Дни недели рассказывают о себе
   Одним чудесным зимним вечером Пете не спалось. Он стал прислушиваться к ветру за окном, к шороху за стеной. Вдруг он услышал тихий шепот со стороны настенного календаря.
   "Знаешь, почему я так называюсь?" — спросил вторник. "Я в неделе второй по счету, потому я и вторник". "Я стою в середине недели, поэтому я среда", — продолжила среда. "А я — четвертый", — сказал четверг. "А про пятницу я уже и сам догадался! Пятница — пятая по счету!" — крикнул Петя и проснулся от собственного голоса. 

§73. Рассуждение

*Прочитайте текст. Что в нём утверждается? В какой части текста выражена его основная мысль (тезис)? Как автор убеждает читателя в своём мнении? О чём сообщается в выводе? С помощью каких слов он присоединяется к основной части текста? Как связаны между собой тезис и вывод?
Изучать строение слова − увлекательное занятие.
Возьмём слово обуть. На первый взгляд оно кажется самым обычным. Но попробуем найти в нём корень. Подберём однокоренные слова: разуть, обувать, переобуть. В этих словах можно выделить как общий один−единственный звук [у]. Что же это такое? Неужели корень? Да, такой в этом слове странный корень. Он состоит всего из одного звука. Вот и оказывается, что по своему строению слово обуть весьма интересно. Много тайн открывается тем, кто изучает строение слова.

Ответ:

     В тексте утверждается, что в словах обуть, разуть, обувать корень состоит из одного звука [у]. Основная мысль выражена во втором абзаце. Автор пишет:" Возьмём слово обуть. На первый взгляд оно кажется самым обычным. Но пробуем найти в нем корень. Он состоит всего из одного звука. Вот и оказывается, что по своему строению слово обуть весьма интересно".
В выводе сообщается, что много тайн открывается тем, кто изучает строение слова. Вывод присоединяется к основной части текста с помощью слов "строение слова". Тезис и вывод связаны между собой повторением слов.