Страница 148

732.  Прочитайте, разбейте текст на абзацы. Замените 1 −е лицо единственного числа глаголов на 2−е, а затем спишите текст. В каком рассказе − данном в учебнике или записанном вами − глаголы показывают, что действие относится к любому лицу (а не только к говорящему)? Поставьте недостающие знаки препинания.

Ещё вечером решаю пойти в неодетый зеленью лес. Просыпаюсь рано одеваюсь потеплее беру фотоа(п, пп)арат б..нокль и отправляюсь в ближайш.. рощу5. Иду полем, затем перес..каю овраг. Вот и лес. Белеют берёзы. Наливают(?)ся почки на деревьях. Чей−то хвост мелькает среди кустов4. Хв..таюсь за фотоа(п, пп)арат но уже поздно.5 Так брожу1 по лесу целый день. Временами прислушиваюсь к звукам, которые разд..ются в весен.. лесу. Не успею и огл..нуться а уже пора домой. Ну что ж, до св..дания, до скорого св..дания лес!

  Ещё вечером решаешь пойти в не одетый зеленью лес. Просыпаешься рано, одеваешься потеплее, берёшь фотоаппарат, бинокль и отправляешься в ближайшую рощу. (Повест., невоскл., поэтому в конце стоит завершающий знак − точка. Запятые разделяют однородные сказуемые и однородные дополнения).
  Идёшь полем, затем пересекаешь овраг. Вот и лес. Белеют берёзы. Наливаются почки на деревьях. Чей−то хвост мелькает среди кустов. (Повест., невоскл., прост., распр., двусост., не осложнено) Хватаешься за фотоаппарат, но уже поздно. (Точка стоит в конце повест. невоскл. предложения. Запятая разделяет простые предложения в составе сложного, перед союзом но.)
  Так бродишь один по лесу целый день. Временами прислушиваешься* к звукам, которые раздаются в весеннем лесу. Не успеешь и оглянуться, а уже пора домой. Ну что ж, до свидания, до скорого свидания, лес!

В рассказе, записанном нами, глаголы показывают, что действие относится к любому лицу (а не только к говорящему).

брожу [бражу] 2 слога
б — [б] — согл., звонк. парн. [п], твёрд. парн. [б’]
р — [р] — согл., звонк. непарн., твёрд. парн. [р’]
о — [а] — гласн., безуд.
ж — [ж] — согл., звонк. парн. [ш], твёрд. непарн.
у — [у] — гласн., ударн.
5 б., 5 зв.

733. Диктант по памяти (самодиктант). Выучите стихотворение наизусть и напишите его по памяти. Подчеркните орфограммы, изученные в разделе «Глагол».

Что ты кло́ниш(?) над водами,
Ива, ма́кушку свою?4
И дрожащими листами,
Словно жадными3 устами,
Лов..ш(?) беглую струю?..
Хоть томится, хоть трепещ..т
Каждый лист твой над струёй...
Но струя бежит и плещ..т,
И, на солнце нежась, блещ..т,
И смеётся1 над тобой...

Что ты клонишь (II спр.)   над водами,
Ива, макушку свою? (Вопросит., невоск., простое, двусост., распр., полное, осложнено обращением "ива")
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь (II спр.) беглую струю?..
Хоть томится, хоть трепещет (I спр.)
Каждый лист твой над струёй...
Но струя бежит и плещет (I спр.), 
И, на солнце нежась, блещет (I спр.), 
И смеётся над тобой...

смеётся — [см’ий’оца] 3 слога.
с — [с] — согл., глух. парн. [з], твёрд. парн. [с’]
м — [м’] — согл., звонк. непарн., мягк. парн. [м]
е — [и] — гласн., безуд.
     [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
ё 〈
      [о] — гласн., ударн.
т
    〉 [ц] — согл., глух. непарн., твёрд. непарн.
с
я — [а] — гласн., безуд.
7 б., 7 зв.

I Жадными (устами) — прил. Устами (какими?) жадными.
II. Н. ф. — жадный; в полн. ф., в Т. п., во мн. ч.
III. Устами (какими?) жадными.