Страница 34

482. Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Обозначьте условия выбора согласных букв. В каких словах вы написали удвоенные согласные буквы? Почему? Составьте и запишите словосочетания со словами, помещёнными в рамке.
В−, раз− (рас ) — винтить, пустить;
под− — ставить, держать;
от−, раз− (рас ) — давать, таять;
с− — сыпать, гореть;
из− (ис ) — пугаться, зябнуть;
без− (бес ) — радостный, сильный;
раз− (рас ) — считать, горячиться;

Слова в рамке: рассчитать, но: расчет, расчетливый.

Развинтить, распустить, ввинтить, развинтить;
подставить, поддержать;
отдавать, раздавать, оттаять, растаять;
ссыпать, сгореть;
испугаться, иззябнуть;
безрадостный, бессильный;
рассчитать, разгорячиться.
Точный расчёт, верно рассчитать, расчётливый человек.

Удвоенные согласные пишутся в словах, где приставка заканчивается на ту же букву, с которой начинается корень слова.

483. Прочитайте. Докажите, что перед вами текст, опираясь на основные признаки текста. Спишите на выбор любые три абзаца. Обозначьте приставки в словах. Почему поставлены тире в начале строк?

П..шли две девоч(?)ки в поле. Идут они полем и видят: цв..тёт Алый Мак. Под..шли девоч(?)ки к цв..тку и спрашивают:
— Алый Мак, почему ты вырос в поле среди зелёной травы?
А цв. .ток и говорит:
— Здесь во время Отечественной войны пр..лилась кровь героя. На этом месте я и вырос.
Девоч(?)ки ни..ко поклонились цв..тку Мака. Он т..кой же алый, как кровь героя.
— Может быть, (с, з)десь пр..шёл мой дедушка2? — тихо пр..молвила3 девоч(?)ка с синими глазами...
(В. Сухомлинский. «Сочинение ученицы»)

Это текст, так как в нем последовательно развивается мысль и его можно озаглавить "Алый маяк".

По
шли две девочки в поле. Идут они полем и видят: цветёт Алый Мак. Подошли девочки к цветку и спрашивают:
− Алый Мак, почему ты вырос в поле среди зелёной травы?
А цветок и говорит:
− Здесь во время Отечественной войны пролилась кровь героя. На этом месте я и вырос.
Девочки низко поклонились цветку Мака. Он такой же алый, как кровь героя.
− Может быть, здесь прошёл мой дедушка? − тихо промолвила девочка с синими глазами...

I. Промолвила — гл. Девочка (что сделала?) промолвила.
II. Н. ф. — промолвить, сов. в., II спр., в прош. вр., в ед. ч., в ж. р.
III. Девочка (что сделала?) промолвила.

Тире в начале строк стоят перед каждой репликой в диалоге.

дедушка (дед- — корень, -ушк- — суффикс, -а — окончание, дедушк- — основа слова)