Ответы к странице 18 

438. Прочитайте слова, образованные от слова рыба с помощью различных суффиксов. Объясните, чем различаются по значению два любых слова.
рыбак
рыбачка
рыбалка
рыбацкий
рыбник
рыбина
рыбка
рыбный
рыбешка
Какие из однокоренных слов обозначают предмет, лицо, а какие − признак предмета? Какие из них близки по своему значению?

Ответ:

Рыбак − человек, который занимается рыбной ловлей как промыслом. Слово означает профессию человека. Рыбалка − рыбная ловля. Слово означает занятие человека.

Обозначают предмет: рыбак, рыбачка, рыбалка, рыбник, рыбина, рыбка, рыбёшка.
Признак предмета: рыбацкий, рыбный.

Близки по своему значению слова рыбина, рыбка, рыбёшка, потому что все эти слова обозначают "живущее в воде и дышащее жабрами позвоночное животное с чешуёй" и различаются смысловыми оттенками.

Требует пояснения существительное рыбник. Заглянем в толковые словари. Оказывается, у этого слова много значений: 1) специалист по рыболовству, рыбоводству,  работник рыбного промысла; 2) владелец рыболовных промыслов или рыбопромышленных предприятий; 3) торговец рыбой, продавец рыбы; 4) рыбный пирог. А ещё это географическое название, топоним: на юге Польши есть город Рыбник, но там занимаются вовсе не промыслом рыбы, а угледобычей и машиностроением.

439. Спишите, вставляя нужные слова. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы названия лиц (людей) по роду их занятий, по профессии. Укажите существительные 1−го и 3−го склонений.
На баяне играет баянист, на гитаре − − , на пианино − − , на виолончели 3− − ;
книги переплетает − − ; грузит − − ; охотится − − .

Ответ:

На баяне играет баянист,
На гитаре1скл. гитарист,
На пианино пианист,
На виолончели3скл. виолончелист,
Книги1скл. переплетает переплётчик,
Грузит грузчик,
Охотится охотник.

I (на) виолончели — сущ.
II. Н. ф. — виолончель.
Пост. пр.: нариц., неодуш., ж. р., 3-го скл.;
Непост.: П. п., ед. ч.
III. Играет (на чём?) на виолончели.

440. Подберите однокоренные слова с суффиксом -тель- к словам читать, преподавать,  наблюдать,  учить1,  водить,  строить. Какое общее значение имеют подобранные слова?
Образец. Исследова(ть) + -тель-  исследователь.

Чита(ть) + −тель → читатель;
преподава(ть) + −тель → преподаватель;
наблюда(ть) + −тель → наблюдатель;
учи(ть) + −тель → учитель;
води(ть) + −тель → водитель;
строи(ть) + −тель → строитель.

учить — [уч’ит’] 2 слога.
у — [у] — гласн., безуд.
ч — [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
и — [и] — гласн., ударн.
т — [т’] — согл., глух. парн. [д], мягк. парн. [т]
ь — [–]   
5 б., 4 зв.

Подобранные слова имеют общее значение — производитель действия.

441. Вставьте в предложение нужные слова. Выделите в них суффикс, с помощью которого образованы названия лиц по месту жительства. Укажите разницу в правописании названия города (края, страны) и названия человека, проживающего в этом городе. Запишите названия жителей вашего города, областного (краевого) центра, других городов области (края). Обозначьте в этих названиях суффикс (если он есть).
В Рязан.. живёт рязанец, в Петербург.. − − , в Москве −−, в Сибири −−, в России −−.

Ответ:

В Рязани живет рязанец, В Петербурге живет петербуржец, в Москве живет москвич, в Сибири живет сибиряк, в России живет россиянин.

Название города, края или страны - имя собственное, пишется с заглавной буквы, а название жителя этой области − с маленькой буквы.