ГДЗ к странице 161
758. Составьте план сообщения об имени существительном (имени прилагательном, глаголе) как части речи (см. памятку). Приведите свои примеры.
Имя существительное
1. Значение (кто? врач, учитель, пилот, мама; что? машина, дорога, столб).
2. Собственные (Васька, Москва, Кремль) и нарицательные (учитель, стол, школа).
3. Одушевленные (волк, птица, доктор) и неодушевленные (компьютер, небо, линия).
4. Род имен существительных: мужской, (стол, сад, дом), женский (земля, ночь, дорога), средний (солнце, небо, пальто).
5. Падеж имен существительных (Им. п. − улица, Р. п. − улицы, Д. п. улице, B. n. − улицу, Т. п. − улицей, П п. − об улице).
6. Изменение по числам: единственное (кот, девочка), множественное (коты, девочки).
7. Роль в предложении. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим (Машина быстро проехала по шоссе. ) и дополнением (Она взяла перчатки.), также обстоятельством (Мы шли по лесу.)
Имя прилагательное
1. Значение (какой? красивый, большой, золотистый).
2. Постоянные признаки: качественное (красный, тяжелый, тихий, вредный), относительное (деревянный, январский, двухэтажный) или притяжательное (мой, его, мамин).
3. Непостоянные признаки:
− у качественных:
а) степень сравнения (большой, больше, самый большой),
б) краткая и полная форма (высокий, высок).
− у всех прилагательных
а) падеж (Им. п. − красивая улица, Р. п. − красивой улицы, Д.п. красивой улице, B. n. − красивую улицу, Т. п. − красивой улицей, П п. − о красивой улице).
б) число (красивый (ед. ч.), красивые (мн. ч.)),
в) род (красивый стол − м. р., красивое платье − ср. р., красивая девочка − ж. р.)
4. Синтаксическая роль. В предложении прилагательные в полной форме, бывают определениями, иногда сказуемыми. (Я вижу кирпичный дом. Дом кирпичный.) Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые. (Платье не ново.)
Глагол
1. Значение (что делать? играть, петь, смотреть)
2. Неопределенная форма глагола (что делать? что сделать?) прилечь, играть, прийти.
3. Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (что сделать? Прыгнуть, объявить, нарисовать);
несовершенный (что делать? прыгать, объявлять, рисовать)
6) спряжение (1 спр. − надевать, брать; 2 спр. − смотреть, видеть)
в) переходность (смотреть, смотреться).
3. Непостоянные признаки:
а) число: смотрим (мн. ч.), смотрю (ед. ч.),
6) время (если есть): настоящее − играем; прошедшее − играли; будущее − будем играть.
д) род (если есть): мальчик смотрел −м. р., девочка смотрела − ж. р., солнце светило − ср. р.
4. Синтаксическая роль. Глаголы в предложении являются сказуемыми.
(Ученики отправились в поход. Петя будет петь завтра.)
759. Распределите словосочетания по главному слову. Укажите условия, от которых зависит написание пропущенных букв.
Образец. ХПриехал из (1−е скл., род. п.) столицы.
Шествует по площад.., ветка акаци.., жил в санатори.., шли по алле.., цветок яблон.., остановились в ущель.., командир3 батаре.., отдыхать на побережь..1, лечился в госпитал.., вернулся с границ.., лист из тетрадк.., рассказ Мари.. Степановн.., вытащил2 из проруб.. .
1. Главное слово - существительное: Хветка (1−е скл., Р.п.) акации, Хцветок (1-е скл., Р.п.) яблони, Хкомандир (1-е скл., Р.п.) батареи, Хлист из (1-е скл., Р.п.) тетрадки, Храссказ (1-е скл., Р.п.) Марии Степановны.
2. Главное слово - глагол: ХШествует по (3-е скл., Д. п.) площади, Хжил в (2−е скл.,на -ий, П.п.) санатории, Хшли по (1-е скл., Д.п.) аллее, Хостановились в (2-е скл., П.п.) ущелье, Хотдыхать на (2-е скл., П.п.) побережье, Хлечился в (2-е скл., П.п.) госпитале, Хвернулся с (1-е скл., Р.п.) границы, Хвытащил (3-е скл., Р.п.) из проруби.
побережье — [паб’ир’эжй’э] 4 слога.
п — [п] — согл., глух. парн. [б], твёрд. парн. [п’]
о — [а] — гласн., безуд.
б — [б’] — согл., звонк. парн. [п], мягк. парн. [б]
е — [и] — гласн., безуд.
р — [р’] — согл., звонк. непарн., мягк. парн. [р]
е — [е] — гласн., ударн.
ж — [ж] — согл., звонк. парн. [ш], твёрд. непарн.
ь — [—]
[й’] — согл., сонорн. непарн., мягк. непарн.
е 〈
[е] — гласн., безуд.
9 б., 9 зв.
вытащи л (вы- — приставка, -тащ- — корень, -и- — суффикс, -л- — суффикс, нулевое окончание, вытащиил- — основа слова)
I Командир — сущ. (кто?)
II. Н. ф. — командир, нариц., одуш., м. р., 2-е скл., И. п., ед. ч.
III. (Кто?) командир.
760. Прочитайте рассказ о встрече ласточки−береговушки со «страшным» зверем, озаглавьте его. Составьте и запишите план, используя разные по цели высказывания предложения.
• Найдите сложные предложения, предложения с однородными членами и с обращением.
Залетела Береговушка в густой лес, смотрит: на высокой ел.., на толст..м суку, выстроен дом. Весь из суч(?)ев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит — тёплый, мягкий. «Вот хороший дом,—думает она, — проч(?)ный и с крышей».
Подлетела маленькая Береговушка к большему дому, постучала клювиком в стенку и просит жалобным голоском:
— Впустите, пожалуйста, хозяюшка, переночевать!
А из дома вдруг как высун..т(?)ся рыжая звериная морда с оттопыренными усами, с ж..лтыми зубами! Да как зарычит страшилище:
— С каких это пор птахи по ночам стучат, н..чевать просят(?)ся к белкам в дом?
Обмерла Береговушка, сер(?)це камнем упало. Отшатнулась прочь, взвилась над лесом да стремглав, без оглядки — наутёк. (В.Бианки)
Страшный зверь
1) Симпатичный домик.
2) Пустите переночевать!
3) С каких пор птицы у белок ночуют?!
4) Прочь!
ЗалетелаО Береговушка в густой лес, смотритО: на высокой елиО, на толстом сукуО, выстроен дом . (Слож., с одн. сказ. и обстоят.). Весь из сучьевО, из палокО, круглый, а изнутри мох торчит — теплыйО, мягкийО. (Слож., с одн. доп. и опред.) «Вот хорошийО дом, — думает она, — прочныйО и с крышей». (С однор. опред.))
ПодлетелаО маленькая Береговушка к большому дому, постучалаО клювиком в стенку и проситО жалобным голоском:
— Впустите, пожалуйста, хозяюшка, переночевать! (С однор. сказ. и обращением)
А из дома вдруг как высунется рыжая звериная морда с оттопыренными усамиО, с желтыми зубамиО! (С однор. доп.) Да как зарычит страшилище:
— С каких это пор птахи по ночам стучатО, ночевать просятсяО к белкам в дом? (Однор. сказ.)
ОбмерлаО Береговушка, сердце камнем упалоО. (Сложн., с однор. сказ.) ОтшатнуласьО прочь, взвиласьО над лесом да стремглав, без оглядки — наутек. (С однор. сказ) (В. Бианки)