Страница 101

624. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, выделяя окончания прилагательных в именительном падеже.
• Составьте схему последнего предложения.
• Приведите лексическое значение выделенного слова.
Снег. Обычн.., знаком.. всем, бел.., пушист.., холодн.. снежок. Бел..? Присмотритесь! Удивительно, как окраска2 неба изменяет цвет снега. В ясн.. зимн.. полдень он бел.., с чуть заметным фиолетов.. о(т, тт)енком и глубок. син.. тенями. Обл..ка несколько притушёвывают его с..яние. На закат.. снег окрашивается в багрянец, а позднее1, на гран.. вечера и ноч.., становится лиловато−пепельн.. . Лунный свет делает его зеленоват.., в тени — мутнолилов.. .
В солнечную погоду снег кажется розов.. и золот.., а непогода отражается в нём уныл.. ж..лтизной. (По А. Яблокову)

                        Цвет снега
    Снег. Обычный, знакомый всем, белый, пушистый, холодный снежок. Белый? Присмотритесь! Удивительно, как окраска неба изменяет цвет снега. В ясный зимний полдень он белый, с чуть заметным фиолетовым оттенком и глубокими синими тенями. Облака несколько притушёвывают его сияние. На закате снег окрашивается в багрянец, а позднее, на грани вечера и ночи, становится лиловато−пепельным. Лунный свет делает его зеленоватым, в тени — мутно-лиловым.
В солнечную погоду снег кажется розовым и золотым, а непогода отражается в нём унылой желтизной.
[1)−−− ===], а [2)−−− ===].

 окраска (о- — приставка, -крас- — корень, -к- — суффикс, -а — окончание, окраск- — основа слова)

позднее — [паз’н’эй’э] 1 слог.
п — [п] — согл., глух. парн. [б], твёрд. парн. [п’]
о — [а] — гласн., безуд.
з — [з’] — согл., звонк. парн. [с’], мягк. парн. [з]
д — [—]
н — [н’] — согл., звонк. непарн., мягк. парн. [н]
е — [э] — гласн., ударн.
     [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
е 〈
      [э] — гласн., безуд.
7 б., 7 зв.

Зеленоватый — слегка зелёный, с зелёным оттенком.

625. Сохранился ли ещё снег в вашей местности? Какой он в ясный весенний день, в пасмурный день; утром, вечером? Опишите снег. Если у вас не бывает снега, расскажите, как выглядит земля (горы, пустыня, степь и т.д.) в эти весенние дни.

    Снег еще сохранился в нашей местности. В ясный день он блестит на солнышке капельками воды и тает, а в пасмурный выглядит серым и грязным. Утром снег покрыт корочкой льда, днем эта корочка подтаивает, а вечером образуется снова.   ©

626. Прочитайте стихотворение Р. Сефа "Разноцветные люди". Определите его основную мысль. Выпишите прилагательные, называющие цвета. Обозначьте в них окончания.
• Составьте и запишите предложения со словами, помещёнными в рамке: жёлтый, золотой, лимонный, янтарный.

Был ярко-красный человек3
Весёлым
И здоровым,
Но встретил
Тёмно-синего —
Сразу
Стал лиловым.
А тёмно-синий человек
В лесу,
Под старым клёном,
Вчера увидел
Жёлтого —
И сразу
Стал зелёным.
Не веришь
Этой сказке?
Смешай
На блюдце
Краски.

Основная мысль текста: если смешать краски, то получатся новые цвета.

Прилагательные, называющие цвета: ярко-красный, тёмно-синий, лиловый, жёлтый, зелёный.

I Человек — сущ. (кто?)
II. Н. ф. — человек, нариц., одуш., м. р., 2-е скл., в И. п., в ед. ч.
III. Был (кто?) человек.

Ветер кружит в воздухе жёлтые листья.
У меня в аквариуме живёт золотая рыбка.
Я люблю добавлять в чай лимонный сок, имбирь и корицу.
У моей кошки Мурки глаза янтарного цвета.