ГДЗ к странице 121
670. Спишите фрагменты текста. Подчеркните глаголы в неопределённой форме, выделите в них окончания.
• В каких предложениях есть однородные члены?
1. Я выр..с в селе и хорошо знаю, что значит для деревенcк.. жизн.. пруд или речка. Для меня наша маленькая Усманка была целым университетом детства. На речк.. я научился плавать, править веслом, переходить воду по тонкому брёвнышку, переплывать плёс на спине лошад.. .
2. Кто−то из старших мальчишек мне ра(с, сс)казал: "Если бросить палку, она приплывёт в реку Воронеж, потом в Дон, потом в Чёрное море". Я пот..хоньку бросил в речку такую палочку и до сих пор верю, что она приплыла в Чёрное море... Вот ведь какое место в человеческой памят.. может занять маленькая реч..нка, на которой прошло твоё детство! (В Песков)
Я выросО в селе и хорошо знаюО, что значит для деревенской жизни прудО или речкаО. (Предложение с однородными членами.) Для меня наша маленькая Усманка была целым университетом детства. На речке я научился плаватьО, правитьО веслом, переходитьО воду по тонкому брёвнышку, переплыватьО плёс на спине лошади. (Предложение с однородными членами.)
Кто−то из старших мальчишек мне рассказал: "Если бросить палку, она приплывёт в реку Воронеж, потом в Дон, потом в Чёрное море". Я потихоньку бросилО в речку такую палочку и до сих пор верюО, что она приплыла в Чёрное море ... (Предложение с однородными членами) Вот ведь какое место в человеческой памяти может занять маленькая речонка, на которой прошло твоё детство!
(В. Песков)
671. Поставьте глаголы каждой группы в неопределённую форму (см. образец рассуждения в упр. 621). В каких группах глаголы обозначают постепенное усиление действия, а в каких являются синонимами?
Образец. Бредёшь − брести.
Ползёшь1, бредёшь, бежишь, идёшь.
Шепчет, говорит, кричит.
Информировали, сообщили.
Берегу, сохраняю.
Ползёшь − ползти, бредёшь − брести, бежишь − бежать, идешь − идти.
Шепчет − шептать, говорит − говорить, кричит − кричать.
Информировали − информировать, сообщили − сообщить.
Берегу − беречь☐, сохраняю − сохранять.
В первой и второй группе глаголы обозначают постепенное усиление действия, а в остальных являются синонимами.
ползёшь — [палз’ош] 2 слога.
п — [п] — согл., глух. парн. [б], твёрд. парн. [п’]
о — [а] — гласн., безуд.
л — [л] — согл., звонк. непарн., твёрд. парн. [л’]
з — [з’] — согл., звонк. парн. [с], мягк. непарн. [з]
ё — [о] — гласн., ударн.
ш — [ш] — согл., гдух. парн. [ж], твёрд. непарн.
ь — [—]
7 б., 6 зв.
672. Замените данные словосочетания по образцам. Подчеркните 2−3 словосочетания, которые, по−вашему, уместно было бы использовать не в разговоре, а в каком−нибудь официальном документе.
1. Упрёк в трусости — упрекать в трусости; разоч..рование в товарище, приведение в порядок снаряжения, преклонение перед подвигами героев, отзыв3 о повеcт.., жалоба на невзгоды.
2. Принимать участие — участвовать; выражать опасение, хранить безмолвие, почувствовать испуг, испытывать радость, волнение, восторг, восхищение.
Упрёк в трусости — упрекать в трусости; разочарование в товарище — разочароваться в товарище; приведение в порядок снаряжения — привести в порядок снаряжение; преклонение перед подвигами героев — преклоняться перед подвигами героев; отзыв о повести — отозваться о повести; жалоба на невзгоды — жаловаться на невзгоды.
Принимать участие — участвовать; выражать опасение — опасаться; хранить безмолвие — безмолвствовать; почувствовать испуг — испугаться; испытывать радость — радоваться, волнение — волноваться, восторг — восторгаться, восхищение — восхищаться.
I Отзыв — сущ. (что?)
II. Н. ф. — отзыв, нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., И. п., ед. ч.
III. (Что?) отзыв.