Ответы к странице 68-69

553. Сжатое изложение. Прочитайте текст. Как вы поняли притчу деда? Выделите четыре основные части текста. Найдите слова, в которых выражена главная мысль каждой части. Представьте себе, что вы запомнили «дедову притчу» и теперь хотите пересказать её вашим сверстникам в сборнике «Дедушкины истории», э вам в этом сборнике оставили место на 60 слов (меньше можно, а больше нет!). Какого стиля у вас получился текст?
ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА
— Скажи, дедушка, — как−то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь?
— Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
— А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?
— Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком. <...>
Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.
— Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
— Не горюй, Сергей! — утешает дед. — Придёт время — не только сказку, а может быть, что−нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее...
Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал. (Е. Пермяк)

Первая часть — первый диалог внука и деда. Вторая часть — попытки Серёжи "добыть" сказку. Третья — второй диалог внука и деда. Четвёртая — заключение о притче деда.

Главная мысль первой части: "Откуда ты сказки берёшь?", второй части: "а сказка не зацепляется", третьей части: "Придёт время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь", четвёртой части: "дедову притчу запомнил".

Сжатое изложение:

ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА

Как-то Серёжа спросил у деда, откуда тот берёт сказки. Дед ответил, что достаёт их из чернильницы.
Серёжа поступил в школу, научился писать, попробовал из чернильницы сказки добывать, но напрасно.
Он спросил у деда, почему у него ничего не выходит. Дед утешил: "Придёт время, научишься, не только собой будешь занят".
Не всё понял Серёжа, а дедову притчу запомнил, другим пересказал.
(60 слов)

Притчу можно понять так: нужно смотреть на окружающий мир, изучать его, стараться утвердиться в этом мире и найти свое место. Для этого надо много и хорошо учиться.

Основные части текста:
1. Откуда дедушка берет сказки.
2. Сережа стал из чернильницы сказку добывать, а сказка не зацепляется.
3. Если не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнешь − тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее.
4. Дедову притчу запомнил − другим пересказал.
Как – то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы с помощью пёрышка.
Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, но сказка не зацепляется. Тогда он спросил у деда: «Почему это, дедушка, так?» Дедушка ответил, что перо и чернильница не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним. Серёжа запомнил дедову притчу и другим рассказал..