Ответы к странице 94

610. Спишите. Обозначьте падеж имён существительных и прилагательных. Подчеркните прилагательные, отвечающие на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Укажите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении.
Образец. О  лисьихПредл. повадкахПредл. п. х.
О птичьих голосах, на птичьих головках;
с серой шерстью, серым утром, серым днём;
соловьиная трель, у соловьиного гнезда;
чёрным1 дымом, чёрную весть;
в сорочьем гнезде, сорочий стрекот;
по шёлковым пёрышкам, по шёлковой ткани.

   О  птичьихПредл. п. голосахПредл. п. х, на птичьихПредл. п. головкахПредл. п. х;
с серойТ. п.  шерстьюТ. п. х  ,  серымТ. п. утромТ. п. х,  серымТ. п. днёмТ. п. х 
 соловьинаяИм. п. трельИм. п. х, у  соловьиногоР. п.  гнездаР. п. х;
чёрнымТ. п. дымомТ. п. х, чёрнуюВ. п. вестьВ. п. х;
в сорочьемПредл. п.  гнездеПредл. п. х,  сорочийИм. п. стрекотИм. п. х;
по шёлковымД. п.  пёрышкамД. п. х, по шёлковойД. п.  тканиД. п. х.

В переносном значении употреблены прилагательные в словосочетаниях: серым утром, серым днем, черную весть.

чёрным — [ч’орным] 2 слога.
ч — [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ё — [о] — гласн., ударн.
р — [р] — согл., звонк. непарн., твёрд. парн. [р’]
н — [н] — согл., звонк. непарн., твёрд. парн. [н’]
ы — [ы] — гласн., безуд.
м — [м] — согл., звонк. непарн., твёрд. парн. [м’]
6 б., 6 зв.

611.  Прочитайте стихотворение А. Прокофьева «Берёза». Какие прилагательные помогают поэту ярко, образно нарисовать берёзу? Спишите, подчеркните прилагательные. Обозначьте их род, падеж и число. • Подберите синонимы к слову грустный. • Найдите прилагательные, с помощью которых берёза описана как живое существо.

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грус(?)ную,
В белёном сарафан(?)чике,
С платочками в карман(?)чиках,
С красивыми застё..ками,
С зелёными серё..ками.
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То яс(?)ную, кипучую,
То грус(?)ную, плакучую.

Люблю берёзку русскую (ж. р., ед. ч., вин. п.),
То светлую (ж. р., ед. ч., вин. п.), то грустную (ж. р., ед. ч., вин. п.),
В белёном (м. р., ед. ч., предл. п.) сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми (мн. ч., тв. п.) застёжками,
С зелёными (мн. ч., тв. п.) серёжками.
Люблю её, нарядную (ж. р., ед. ч., вин. п.),
Родную (ж. р., ед. ч., вин. п.), ненаглядную (ж. р., ед. ч., вин. п.),
То ясную (ж. р., ед.ч., вин. п.), кипучую (ж. р., ед. ч., вин. п.),
То грустную (ж. р., ед. ч., вин. п.), плакучую (ж. р., ед. ч., вин. п.).
(А. Прокофьев)

Прилагательные, с помощью которых берёза описана как живое существо: грустную, нарядную, родную, ненаглядную. Наряд берёзки описывается, как наряд девочки, это приём олицетворения.

Грустный — печальный, огорчённый, подавленный, невесёлый, унылый, тоскливый.

(в) карманчиках (карман- — корень, -чик- — суффикс, -ах — окончание, карманчик- — основа слова)

I (В) сарафанчике — сущ.
II. Н. ф. — сарафанчик.
Пост. пр.: нариц., неодуш., м. р., 2-го скл.;
Непост.: П. п., ед. ч.
III. (В чём?) в сарафанчике.

612.  Определите стилистическую принадлежность текста, его тему и основную мысль. Разбейте текст на три части. Спишите вторую часть текста. Укажите слова, словосочетания и предложения, которые передают звуковые впечатления от падения дерева. Выполните морфологический разбор 2—3 прилагательных (по выбору). Подберите синоним к выделенному слову.

   Я никогда не могу равнодушно видеть не только вырубленные рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева. В этом падении есть что-то невыносимо грустное. Сначала звонкие удары топора производят только лёгкое сотрясение в древесном стволе, оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа. По мере того как топор прохватывает до сердцевины2, звуки становятся глуше, больнее... Ещё удар, последний: дерево оседает, надломится, затрещит, зашумит вершиной, на несколько мгновений задумается, куда упасть, ...а потом с нарастающей быстротой и шумом, подобным шуму сильного ветра, рухнет на землю! Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет, нередко от пустой прихоти человека.
(По С. Аксакову)

    Сначала звонкие удары топора производят только лёгкое сотрясение в древесном стволе, оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа. По мере того как топор прохватывает до сердцевины, звуки становятся глуше и больнее. .. Ещё удар, последний: дерево оседает, надломится, затрещит, зашумит вершиной, на несколько мгновений задумается, куда упасть, ...а потом с нарастающей быстротой и шумом, подобным шуму  сильного ветра, рухнет на землю!  (С.Т. Аксаков)

Стиль — художественный. Тема текста — отношение человека к живой природе. Основная мысль: предостеречь человека, который часто губит живое "от пустой прихоти", от бездумного отношения к природе.

Звуковые впечатления от падения дерева передают чередования сонорного [р] и шипящих и свистящих звуков: затрещит, зашумит вершиной; с нарастающей быстротой и шумом; шуму ветра; рухнет.

Прихоть — каприз, причуда, блажь, своеволие.

(до) сердцевины (сердц- — корень, -евин- — суффикс, -ы — окончание, сердцевин- — основа слова)

I Вырубленные (рощи) — прил.
II. Н. ф. — вырубленный.
Пост. пр.: относит.
Непост. пр.: полн. ф.; В. п., мн. ч.
Рощи (какие?) вырубленные.
III. Рощи (какие?) вырубленные.

I Полной3 (силы) — прил.
II. Н. ф. — полный.
Пост. пр.: качеств.
Непост. пр.: полн. ф.; Р. п., ед. ч.
Силы (какой?) полной.
III. Силы (какой?) полной.