Страница 27
463. Прочитайте стихотворение А. Твардовского «Лес осенью». Спишите. Подчеркните части слов, в которых при чередовании могут появиться беглые гласные.
Меж р..деющих верхушек
Показалась с..нева.
Зашумела у опушек
Ярко−жёлтая л..ства.
Птиц не слышно.
Тресн..т мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом м..лькая, белка
Лёгкий дела..т прыжок.
Стала ель в лесу заметней —
Береж..т густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Ответ:
Лес осенью
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко−жёлтая листва.
Птиц не слышно.
Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней —
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень. (А. Т. Твардовский)
Верхушек — верхушка, опушек — опушка, мелкий — мелок, белка — бéлок, сучок — сучка, прыжок — прыжка.
464. К данным словам подберите слова с беглыми гласными.
Образец. Носок − носков.
Устное объяснение. Буква о чередуется с нулём звука в суффиксе.
Флажок, горец, пучок, холодец, чехол, уголь, ветер, подзывать, поджидать.
Ответ:
Флажок — флажков, горец — горцы, пучок — пучки, холодец — холодца. В этих словах буква о чередуется с нулём звука в суффиксе.
Чехол — чехлы, уголь — угли, ветер — ветра. В этих словах буква о чередуется с нулём звука в корне.
Подзывать — подозвать, поджидать — подождать. В этих словах беглая гласная чередуется с буквой о в приставке.
465. Прочитайте фрагмент из сказки Ф. Кривина. Попробуйте написать её продолжение. Куда ещё могло отправиться Е? Чем закончились его приключения?
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С Е?
Вызвали Е из алфавита...
— Думаем направить вас в текст. Узнаете хоть одно живое слово, а то застоялись в своём алфавите.
— А в какое слово меня посылают?
— Слово хорошее — ДЕНЬ. Бодрое слово, светлое. И не очень сложное: всего один слог. Так что справитесь.
— Вы думаете?
— Конечно, справитесь. Вы там будете единственным гласным, и решающий голос будет ваш. Главное — хорошо организовать работу.
В слове ДЕНЬ Е стоит на видном месте, ему удобно, спокойно, — совсем, как в алфавите. Но вот слово начинает склоняться: ДНЯ, ДНЮ...
В чём дело? Куда девалось Е? Нет его, оно сбежало. Испугалось косвенного падежа.
Ответ:
Что случилось с Е?
В чем дело? Куда девалось Е? Солнышко по−прежнему светит. Буквы другие вокруг по своим делам спешат. Вон О за ОКНОМ побежало, по дороге за СТОЛ зацепилось и на ПОДОКОННИКЕ посидело. А вон Я по ЯБЛОКУ прыгает и никаких косвенных падежей не боится, с ЯБЛОКОМ, по ЯБЛОКУ, у ЯБЛОКА... Повезло им.
Загрустило Е. Как же так? ДЕНЬ − есть буква Е, а ДНЯ уже нету. Сидит Е на стульчике, вот-вот заплачет. А тут Вика со своим учебником русского языка стала правило про беглые гласные повторять. И буква Е среди них. Обрадовалось Е, заулыбалось. Оказывается, всё в порядке, просто Е может иногда из слова пропадать, убегать. Беглая она.
Вернулось Е в алфавит и доложило: "Задание выполнено!"
Еще вариант сказки
Что случилось с Е?
Вызвали Е из алфавита…
— Думаем направить вас в текст. Узнаете хоть одно живое слово, а то застоялись в своём алфавите.
— А в какое слово меня посылают?
— Слово хорошее — ДЕНЬ. Бодрое слово, светлое. И не очень сложное: всего один слог. Так что справитесь.
— Вы думаете?
— Конечно, справитесь. Вы там будете единственным гласным, и решающий голос будет ваш. Главное — хорошо организовать работу.
В слове ДЕНЬ Е стоит на видном месте, ему удобно, спокойно, — совсем, как в алфавите. Но вот слово начинает склоняться: ДНЯ, ДНЮ…
В чём дело? Куда девалось Е? Нет его, оно сбежало. Испугалось косвенного падежа.
Но тут попало Е в школу и прямо на урок русского языка к умным пятиклассникам. Они на уроке беглые гласные проходили. Много про себя нового узнало Е. Вернулось Е довольное и счастливое и объявило:
— Задание выполнено! Е — беглый звук, а значит, убегать я часто буду.