ГДЗ к странице 166 §123. Употребление букв ъ и ь

771. Распределите данные слова с разделительными ъ и ь на две группы. Обозначьте условия выбора этих букв.

Лис(?)я (нора), с(?)ехать (с горы), двер(?)ю, об(?)явить, скам(?)я, с(?)есть, грозд(?)ями, рел(?)еф, под(?)езд, объяснение, бар(?)ер, с(?)ёмка.

1. С разделительным Ъ − после приставок на согласный перед е, ё, ю, я.
    Съехать с горы, объявить, съесть, подъезд, объяснение, съёмка.

2. С разделительным Ь − в корне или на конце корня перед е, и, ё, ю, я.
    Лисья нора, дверью, скамья, гроздьями, рельеф, барьер.

772. Спишите, обозначая графически орфограммы на месте пропусков и скобок.

   Перейти вброд глубокую и быструю горную реч(?)ку не так−то просто. (С)первых же ш..гов я почу(?)ствовал, что, (не)будь (у)меня к..томки (за)пл..чами и (в)руках кре..кой палки, я (не)мог бы справит(?)ся (с)течением. От быстро бегущей воды закружилась голова, я пок..чнулся и едва (не)упал.4 Скоро я заметил, что идти стало ле..че. Ещё несколько ш..гов, и мы вышли (на)мелковод(?)е. По вздоху, вырвавшемуся (у)моих спутников, я понял, что мы, действительно, подвергались сер(?)ёзной опасност.. . (По В. Арсеньеву)

     Перейти вброд глубокую и быструю горную речку не так−то просто. С  первых же шагов (шаг) я почувствовал (слов. сл.), что, не  будь у  меня котомки (слов. сл.) за  плечами (плечи) и в  руках крепкой (крепок) палки, я не  мог бы справиться (что сделать?) с  течением. От быстро бегущей воды закружилась голова, я покачнулся (качка) и едва не  упал. Скоро я заметил, что идти стало легче (лёгок). Ещё несколько шагов (шаг), и мы вышли на  мелководье. По вздоху, вырвавшемуся у  моих спутников, я понял, что мы, действительно, подвергались серьёзной опасности. (По В. Арсеньеву)

От быстро бегущей воды закружилась голова, я покачнулся и едва не упал. (Повест., невоскл., сложное, имеет две грамм. основы., первое простое предложение − распр., двусост.. Второе простое предложение − двусост., распр., осложнено однород. сказуемыми)

773. Найдите на страницах учебника названия видов орфограмм, отражающих употребление ь после шипящих. Придумайте и запишите на каждый вид орфограммы по 3—4 примера.

Мягкий знак после шипящих в сущ. 3-го склонения: ночь, сечь, дочь, ложь .
Правописание чк, чн, нч, нщ: сочный, вечный, венчик, кочка.
Правописание кратких прилагательных: пахуч, линюч, дремуч, тягуч (кратк. прилагательные).
Мягкий знак в глаголах неопределенной формы и во 2-м л. ед.ч.: беречься, зажечь, привлечь (что сделать?), трудишься, переносишь (2−е л., ед. ч.).

774. Некоторые правила русского языка трудны для запоминания. Предложите свой способ (рифмованный текст, рисунок, схема) для конкретного случая (как запомнить словарные слова, как запомнить слова-исключения, как запомнить конкретное правило орфографии    и т. п.).

Согласные

Все согласные глухие в предложении:

Степка Фец, хочешь щец?
или:
– Степка, хочешь щец?
– Фи!

Все согласные звонкие в предложении:

Где жизнь была в мире + й
или:
Мы же не забывали друга + й

Спряжение глаголов

Как запомнить слова-исключения 2-го спряжения

Смотреть, все слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
терпеть, обидеть, гнать.

или

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!

Ударение в словах

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

ЗвонИт и говорИт.

Фёкла красная, как свЁкла!

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль
(от пользователя varik-varvarik)

Срубили ель, сорвали щавЕль.

Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

А у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы!

Для строителей в момент
Привезет шофЁр цемЕнт.

МолЯщий в списки вас включИт,
ПонЯвший душу облегчИт.

КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров.

В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд.

БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг.

Удвоенные согласные

Количество С в слове искусство: 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.

МошеННик у тружеНика одну Н украл!

Запоминалка слов-исключений с двойной Ж: Сожжены вожжи и дрожжи. Жужжит можжевельник

Словарные слова

Вот словарные слова —
Напииши их с буквой А:
МАгАзин, вАгон, бАгаж,
ЗавтрАк, запАд, кАрАндаш,
КАлендарь, пАльто, квАртира,
СахАр, бАрАбан, сАтира,
Агроном, Арбуз, кАртина,
АквАрель, плАток, Ангина.

Корни с чередующимся гласным

Чередующиеся гласные в корне слова

Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!

СКАК напишем только так,
СКОЧ без о писать невмочь.

Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

Члены предложения

Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:

Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так:
где? куда? когда? откуда?
почему? зачем? и как?

§124. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью

775. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены.
• Укажите предложение с обращением.

1. Цветы и травы покрывают зелёный холм. (А. Блок)
2. Тонкий туман разливается молоком (в)воздухе и застилает3 отделённые леса. (И. Тургенев)
3. Спи дитя моё усни! Сла..кий сон к себе мани: (в)няньки я тебе взяла ветер солнце и орла. (А. Майков)
4. Над крутыми б..регами (над)широк..м валом (над)п..лями и лугами радуга вст..вала. (А. Прокофьев)
5. Неохотно и несмело солнце смотрит (на)п..ля.4 (Ф. Тютчев)
6. Ещё в полях белеет снег а воды уж весной шумят. (Ф. Тютчев)

Цветы и травы покрывают зелёный холм. (А. Блок)
Тонкий туман разливается молоком в воздухе и застилает отдаленные леса. (И. Тургенев)
Спи, дитя моёобращение , усни! Сладкий сон к себе мани: в няньки я тебе взяла ветер, солнце и орла. (А. Майков) 
Над крутыми берегами, над широким валом, над полями и лугами радуга вставала. (А. Прокофьев)
Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. (Ф. Тютчев)
Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ф. Тютчев)

I. Застилает — гл. Туман (что делает?) застилает.
II. Н. ф. — застилать, несов. вида, I спр., в наст. вр., в ед. ч., в 3-м л.
III. Туман (что делает?) застилает.

Предложение с обращением: Спи, дитя моё, усни!

Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. (Повест., невосклиц., простое, распростр., двусост., осложнено однород.  обстоятельствами)