Страница 146

728. Устно составьте диалог по рисунку с названием «Нарушитель». Используйте различные глаголы со значением высказывания (говорить, возмущаться, кричать, а также синонимы, сказать, произнести, проговорить, промолвить).

             Нарушитель.
Мальчик ехал на велосипеде. Он не заметил запрещающего знака и выехал на проезжую часть, не успев вовремя затормозить.
— Куда тебя несет! Стой! — возмущенно крикнул водитель «Жигулей», резко ударив по тормозам.
— Я нечаянно! Просто так получилось... — промолвил перед постовым милиционером мальчишка.
— Тебе еще повезло! Не среагируй шофер вовремя, мы бы сейчас с тобой не разговаривали! — сурово произнёс милиционер. — Впредь постарайся быть внимательнее, дорожные знаки — это не шутки!
— Конечно, — тихо проговорил мальчик, — обещаю быть осторожным.

729. Диктант. Обозначьте спряжение глаголов.
1. Р..бота и муч..т, и корм..т, и уч..т.4 
2. Кто труд люб..т, долго спать (не)буд..т.
3. Человек от лени3 боле..т, а от труда здорове..т.
4. Напиш..шь пером — не выруб..шь2 т..пором.
5. Всякая р..бота мастера хвал..т.
6. Скоро сказка сказыва..тся, да не скоро дело дела..тся.

Работа и мучит (II спр.), и кормит (II спр.), и учит (II спр.).
(Предложение повест., невоскл., простое, нераспр., осложнено однород. сказуемыми).
Кто труд любит (II спр.), долго спать не будет (I спр.).
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет (I спр.).
Напишешь (I спр.) пером — не вырубишь (II спр.) топором.
Всякая работа мастера хвалит (II спр.).
Скоро сказка сказывается (I спр.), да не скоро дело делается (I спр.).

Вырубишь (вы- — приставка, -руб- — корень, -ишь — окончание, выруб- — основа слова)

Работа и мучит, и кормит, и учит. (Повеств., невоскл., прост., двусост., нераспр., с однородными сказуемыми)

I (От) лени — сущ. (от чего?)
II. Н. ф. — лень, нариц., неодуш., ж. р., 3-е скл., Р. п., ед. ч.
III. Болеет (от чего?) от лени.