Ответы к странице 117
659. Спишите. Устно объясните раздельное написание предлогов и частицы не со словами. Укажите личные местоимения. Объясните выделение второй части в абзац.
Максим Горький каждый день получал не меньше пяти−шести писем. И ни одно (из)них (не)оставлял без ответа. Горький знал: (не)ответить на письмо — значит незаслуженно обидеть человека.
Письма Горького кажутся напечатанными, такой чёткий был (у)него1 почерк.
А какой почерк у тебя? Если ты пишешь небрежно, неразборчиво, то (не)бережёшь время того, кому ты пишешь, (не)щадишь глаза читающего. (По А. Дорохову)
Максим Горький каждый день получал не меньше пяти−шести писем. И ни одно из них (мест.) не оставлял без ответа. Горький знал: не ответить на письмо — значит незаслуженно обидеть человека.
Письма Горького кажутся напечатанными, такой чёткий был у него (л. мест.) почерк.
А какой почерк у тебя (л. мест.)? Если ты (л. мест.) пишешь небрежно, неразборчиво, то не бережёшь время того, кому ты (л. мест.) пишешь, не щадишь глаза читающего.
(По А. Дорохову)
Не с глаголами пишется раздельно. Предлоги с другими словами пишутся раздельно.
Вторая часть выделена в абзац, так как в этой части представлен вывод.
Личные местоимения: у него, у тебя, ты.
(у) него — [н’иво] 2 слога.
н — [н’] — согл., звонк. непарн., мягк. парн. [н]
е — [и] — гласн., безуд.
г — [в] — согл., звонк. парн. [ф], твёрд. парн. [в’]
о — [о] — гласн., ударн.
4 б., 4 зв.
660. Прочитайте текст. Как нужно вести себя, чтобы не обижать людей? Спишите, подчеркните все глаголы. Обозначьте написание не с глаголами.
Мой друг никогда (не)говорит плохо или насмешливо (об)отсутствующих. Если нужно, он выскаж..т своё мнение3 о человек.. ему (в)лицо, но (не)стан..т критиковать его (за)спиной. А если ему надо посекретничать (со)мной, он отлож..т разговор до тех пор, пока мы (не)останемся вдвоём, но никогда (не)будет ш..птать мне что−то в ухо. Ведь окружающие могут подумать, что мы злословим на их счёт.
Мой друг никогда не говорит плохо или насмешливо об отсутствующих. Если нужно, он выскажет своё мнение о человеке ему в лицо, но не станет критиковать его за спиной. А если ему надо посекретничать со мной, он отложит разговор до тех пор, пока мы не останемся вдвоём, но никогда не будет шептать мне что−то в ухо. Ведь окружающие могут подумать, что мы злословим на их счёт.
I Мнение — сущ. (что?)
II. Н. ф. — мнение, нариц., неодуш., ср. р., 2-е скл., В. п., ед. ч.
III. Выскажет (что?) мнение.
Нельзя говорить о людях за их спиной.
661. Запишите предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)». Используйте глаголы с не, например: (не)бросит, (не)забудет, (не) подведёт, (не) потакает, (не) жалеет, (не)льстит, (не) обманет.
Настоящий товарищ не бросит друга в беде. Он не забудет, если что−то пообещал. Он не подведёт в трудную минуту. Он не потакает каждой сказанной фразе. Настоящий товарищ не жалеет ничего для друга. Он не льстит своим друзьям, не обманывает.
662. Расскажите о признаках глагола как части речи (см. памятку). В своём рассказе обязательно приводите примеры и разъясняйте их.
Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и подобные. Смотреть, рисовать, склеить, переместить.
Глаголы бывают I или II спряжения. Они изменяются по временам, числам, в настоящем и будущем времени - по лицам, а в прошедшем времени - по родам.
Пример: носишь (II спр., 2-е лицо, настоящее время, единственное число).
Глагол в предложении обычно бывает сказуемым. Урчат и квакают лягушки.
663. Диктант. Укажите падеж имён существительных.
Укр..плять сер(?)це, ра..бивать лагерь, ра..жигать костёр, расположиться в палатк.., похв..лить команд.., разв..вать силу, (не)терять ни секунды, (не)испугаться трудностей, (не)бояться соперника, (не)годовать на суд(?)ю.
Укреплять сердце (вин. п.), разбивать лагерь (вин. п.), разжигать костёр (вин. п.), расположиться в палатке (предл. п.), похвалить команду (род. п.), развивать силу (вин. п.), не терять ни секунды (род. п.), не испугаться трудностей (род. п.), не бояться соперника (род. п.), негодовать на судью (вин. п.).