Ответы к странице 45
503. Правильно ли распределены слова по видам орфограмм? Какие слова попали в ту или иную колонку случайно? Сформулируйте правила, которые помогут вам вставить пропущенные буквы.
Слово здание не относится ни к одной колонке, так как приставки з не бывает, это часть корня.
Слово подсказать должно быть во второй колонке, а не в первой.
Слово удивлять перенести в четвертую колонку.
Слово предложить - в третью.
В приставках на −з/−с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими −с.
Приставки от−, под−, на−, за− являются неизменяемыми.
В корне −лаг− − −лож− в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс −а, буква о пишется, если за корнем нет суффикса − а−. В корне −раст− − −рос− безударная а пишется перед ст, щ.
504. I. Какие из приведённых слов соответствуют схеме ¬⌒∧☐?
Заморозка, пришкольный, набережная, глоточек, взломщик, льдинка, работник, обход, щекастый.
II. Образуйте цепочки слов по образцу. Какое слово лишнее?
Образец. Виноград — виноградина — виноградинка. Горох, снег, изюм, солома.
Соответствуют схеме слова: за мороз к а , на береж н ая, вз лом щик.
Горох - горошина - горошинк а.
Изюм - изюмина - изюминк а.
Солома - соломина - соломинк а.
Лишнее слово снег.
505. Что описывается в тексте? Определите его стилистическую принадлежность. Озаглавьте и спишите текст. Обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы. Найдите сложное предложение, в котором простые предложения соединены союзом а. Составьте схему этого предложени.
На полян., около лесной опушк.. р..сли сини., цветы. Они жались друг к другу. Зар..сли их были похожи на маленьки.. озёра с густой син..й водой.
Я н..рвал большой букет этих цветов. Когда я встряхивал его, в цветах п..громыхивали с..зревшие семена.
Цветы были незн..комые, п..хожие на колокольчики. Но у колокольчиков чашеч(?)ка всегда склоняется к земле, а у этих неизвес(?)ных цветов сухие чашеч(?)ки стояли, вытянувшись вверх.
(К. Паустовский)
Синие цветы
На поляне (сущ., ед. ч., 1−е скл., ж. р., дат. п.) около лесной опушки (сущ., ед. ч., 1−е скл., ж. р., род. п.) росли синие (какие?) цветы. Они жались друг к другу. Заросли их были похожи на маленькие (какие?) озёра с густой синей (какой?) водой.
Я нарвал большой букет этих цветов. Когда я встряхивал его, в цветах погромыхивали созревшие семена.
Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных (известие) цветов сухие чашечки стояли, вытянувшись вверх. (К. Г. Паустовский)
В тексте описываются синие цветы. Стиль текста художественный.
Но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных цветов сухие чашечки стояли, вытянувшись вверх.
[- - - - _________ - . - . - . - ======= - . - . - . - ],
а [ .............. ............... - - - - ................. ______ ====== ]
506. Прочитайте стихотворение и озаглавьте его. Сформулируйте основную мысль стихотворения. В каких словах текста заключён вывод? Согласны ли вы с выводом, который формулирует поэт? Перепишите стихотворение, раскрывая скобки и вставляя нужные буквы на месте пропусков.
Кр..мсаем лёд, меняем рек теченье,
Тв..рдим о том, что дел не..проворот...
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского во(с, з)хода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом думать (не)охота.
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Всё меньше — окружающей пр..роды.
Всё больше — окружающей среды.
(Р. Рождественский)
Хозяева природы
Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше — окружающей природы.
Всё больше — окружающей среды.
Основная мысль в том, что мы должны задумываться об окружающей природе.
Вывод: Всё меньше — окружающей природы. Всё больше — окружающей среды.
507. Подготовьтесь к диктанту из слов с непроверяемыми орфограммами, изученными в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Квартáл, диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон, фиолетовый, лиловый, аргумент, маршрут, правильный, велосипед, велогонки, пианино, гитара, конфета, корзина, костюм, грамотный, паркет, ремень, чехол, безвкусный, рассвет, расцвет, расписание, сбить, сгиб, сдавать, сжать, здесь, здание, здоровье, рассчитывать, расчёт, расчётливый, шофёр, шоссе, шоколад, аэродром, перрон.