Страница 89

§98. Морфологический разбор имени существительного

601. Диктант из слов с непроверяемыми написаниями, изученными в теме «Имя существительное».

Примеры слов для диктанта:
Лестница, президиум, огурец, рюкзак, драма, солнце, пьеса, приятель, презрение, аметист, гипербола, лимон, бирюза, автогараж, пародия, дискуссия, искусство, исследование, превращение, цыплёнок, цитадель.

602. Сочинение. Рассмотрите картину Г. Нисского «На лодке. Вечер» (см. цветную вклейку). Что вы видите на переднем плане картины? Что изображено на заднем плане? Какие краски и тона преобладают? Как художник изобразил тихую гладь реки, дорогу, убегающую в небеса? Опишите устно картину.

            Сочинение по картине Г. Нисского «На лодке. Вечер»
       Большую часть картины занимает тихая водная гладь, в которой отражаются высокие сосны. Погода безветренная, вода спокойная, тишину и безмятежность картины нарушает только небольшая лодочка с двумя людьми в ней.
      На небе все цвета заката — от нежно-розового до голубого. Высокие сосны своими вершинами упираются в небо. Тёмно-зелёный холм рисует линию горизонта. Среди сосен затерялась дорога, убегающая в небеса.

Мягкие вечерние краски зелёных, розоватых и голубоватых оттенков преобладают на картине. Она производит спокойное, безмятежное впечатление.

603. Напишите отзыв об устном  сочинении одного из учеников.

   В своём сочинении Иван раскрыл тему сочинения полностью. Он точно описал картину, не делая отступлений от темы. Можно было бы полнее написать о своём впечатлении от картины.
   Иван подобрал удачное название и раскрыл основную мысль.
   Сочинение написано в художественном стиле. Тип речи — описание. Иван в своей работе использовал много прилагательных, что уместно с точки зрения стиля.

ПОВТОРЕНИЕ

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение имени существительного.

   Имя существительное − это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?.
Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам.
   В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами.

2. Приведите примеры существительных, которые имеют форму только единственного или только множественного числа.

Форму только единственного числа имеют: старость, здоровье, бездарность, белизна, скука, тишина, кофе, золото, лён, бельё, листва, смелость, темнота, бегство, Россия, Нил.
Форму только множественного числа имеют: ножницы, очки, ворота, кавычки, сани, вожжи, грабли, плоскогубцы, вилы, шашки, шахматы, прятки, дрожжи, чернила, хлопья, опилки, будни, Альпы, Карпаты.

3. Когда у существительных в единственном числе пишется окончание −и, а когда − −е?

Окончание -е пишется:
• у существительных 1 -го склонения в дательном и предложном падежах (кроме существительных на -ия);
• у существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на -ий, -ие).

Окончание -и (-ы) пишется:
• у существительных 1 -го склонения в родительном падеже;
• у существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

4. В чём особенность правописания падежных окончаний существительных типа армия, задание, планетарий?

У существительных женского рода на −ия (армия) в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце −ии (из армии).
У существительных мужского рода на −ий (планетарий) и у существительных среднего рода на −ие (задание) в предложном падеже единственного числа пишется на конце −ии (о задании).

5. Когда пишется ь после шипящих в существительных?

   В форме именительного и винительного падежа существительные женского рода 3-го склонения обязательно пишутся с мягким знаком после шипящих: ночь, рожь, помощь.

6. Когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о, а когда — е?

   После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, без ударения — буква е.

604. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте морфемы, в которых вы вставляли пропущенные буквы.

1. Сын Ярослава, князь Александр, стал княжить в Новгород.., имея всего лишь пятнадцать лет от роду.
2. По св...детельству летописцев, в целой Росси., не было облает., которая не хотела бы иметь Александра Невского своим князем.
3. От вт..ржений шведов и немц..в новгородцам нужно было защищат(?)ся.
4. После молитвы в церкв.. Святой Софи., князь вышел к дружин., и воскликнул Братья! Не в силе Бог а в правд.. . (Не)убоимся множества ратных, яко с нами Бог!
5. У войска появилась вера в помощ.. Бога.
6. Начальник д..зора всю ноч(?) высматривал расположение врагов.
7. Потери новгородц..в были очень малы — всего лишь двадцать человек.
8. За победу в Невской битв.. 1240 года народ прозвал князя Александра Невским.

Сын Ярослава, князь Александр, стал княжить в Новгороде, имея всего лишь пятнадцать лет от роду.
По свидетельству летописцев, в целой России, не было области, которая не хотела бы иметь Александра Невского своим князем.
От вторжений шведов и немцев новгородцам нужно было защищаться.
После молитвы в церкви Святой Софии, князь вышел к дружине и воскликнул: "Братья! Не в силе Бог, а в правде. Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!".
У войска появилась вера в помощь Бога.
Начальник дозора всю ночь высматривал расположение врагов.
Потери новгородц[ев] были очень малы − всего лишь двадцать человек.
За победу в Невской битве 1240 года народ прозвал князя Александра Невским.

Как вы понимаете смысл выделенного предложения?

Не в силе Бог, а в правде. — Бог на стороне того, кто прав, а не того, кто сильнее.