Ответы к странице 75

571. Озаглавьте текст и спишите его. На месте скобок запишите к выделенным словам смысловые вопросы где? когда? Подчеркните выделенные слова как члены предложения. Обозначьте падеж всех имён существительных. Найдите существительные с предлогами, указывающими на время. Какова их роль в построении текста?

Снег в феврале обрета..т краски. Приглядитесь ( − − ) в солнечный день: то з..лотисто−розовый, то голубой, то густо−синий в тени, звёздами перелива..тся. А в лунную ночь плывёт ( − − ) над снегами опаловый свет. В солнечный день замечаешь ( − − ) на крышах штыки сосулек. На работу утром идёшь ( − − ) по свету, а вечером всё позже и позже появляется ( − − ) в окнах с..нева3.

              Февральский снег
    Снег (им. п.) в феврале (предл. п.) обретает краски (вин. п.). Приглядитесь (когда?) в солнечный день (В.п.): то золотисто−розовый, то голубой, то густо−синий в тени (предл. п.), звёздами (тв. п.) переливается. А в лунную ночь (вин. п.) плывёт (где?) над снегами (тв. п.) опаловый свет (им. п.). В солнечный день (вин. п.) замечаешь (где?) на крышах (предл. п.) штыки (вин. п.) сосулек (род. п.). На работу (вин. п.) утром идёшь (как?) по свету (дат. п.), а вечером всё позже и позже появляется (где?) в окнах (предл. п.) синева (им. п.).

Существительные с предлогами, указывающими на время: в феврале, в (солнечный) день, в (лунную) ночь, по свету. Они связывают логически предложения в тексте.

I Синева — сущ.
II. Н. ф. — синева.
Пост. пр.: нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл.;
Непост.: И. п., ед. ч.
III. Появляется (что?) синева.

572. Определите падеж имён существительных в предложении Вкусная  вода родника ждёт путника.

Вкусная вода (И. п.) родника (Р. п.) ждёт путника (В. п.). 

573. Спишите. Обозначьте падеж выделенных имён существительных. Каким членом предложения являются существительные в винительном падеже?

1. Уже недолго ждать весны,
Но в этот полдень ясный,
Хоть дни зимы и сочтены,
Она ещё прекрасна.
Ещё пл..няет нас зима
Своей ш..рокой глад(?)ю,
Как бы раскрытой для пис(?)ма
Нетронутой тетрад(?)ю.
И пусть кругом белым−бело,
Но скво..ь мороз ж..стокий
Лучи, несущие тепло,
Л..скают наши щ..ки.
2. . Трепал сегодня ветер календарь.
Перел..стал последнюю неделю,
Пересм..трел июнь, потом январь, 
А вслед за тем перел..тел к апрелю.
(С. Маршак)

Уже недолго ждать весны (Р. п.),
Но в этот полдень (В. п.) ясный,
Хоть дни зимы и сочтены,
Она еще прекрасна.
Ещё пленяет нас зима(И. п.)
Своей широкой гладью,
Как бы раскрытой для письма
Нетронутой тетрадью.
И пусть кругом белым−бело,
Но сквозь мороз (В. п.) жестокий
Лучи (И. п.), несущие тепло (В. п.),
Ласкают наши щёки (В. п.).
Трепал сегодня ветер (И. п.) календарь (В. п.)
Перелистал последнюю неделю (В. п.),
Пересмотрел июнь (В. п.), потом январь (В. п.),
А вслед за тем перелетел к апрелю.
(С. Маршак)