Ответы к странице 73

563. Составьте и запишите словосочетания. Обозначьте падеж имён существительных.
                            х
Образец. Благодарить (за что?) за внимание (Вин. п.), за подарок (Вин. п.).
Уважать (кого?), уважение (к кому?); презирать (кого?), презрение (к кому?); благодарность (кому? за что?), благодарный (кому? за что?); радоваться (чему?), радость2 (от чего?); гордиться (кем?), гордость (за кого?).

       х                       В. п.             В. п.
Уважать (кого?) родителей, старших;
     х                            Д. п.               Д. п.
уважение (к кому?) к учителю, к ребёнку;
      х                          В. п.                  В. п.
презирать (кого?) предателя, труса,
      х                              Д. п.            Д. п.
презрение (к кому?) к лжецу, к глупцу;
      х                                           Д. п.                    В. п.
благодарность (кому? за что?) инженеру за труд;
      х                                          Д.п.            В. п.
благодарный (кому? за что?) маме за подарок;
      х                            Д. п.        Д. п.
радоваться (чему?) жизни, книге;
    х                                   Р. п.                  Р. п.
радость (от чего?) от подарка, от поездки;
    х                           Т. п.                 Т. п.
гордиться (кем?) сыном, товарищем;
    х                                     Р. п.            Р. п.
гордость (за кого?) за ребёнка, за отца.

радость (рад- — корень, -ость- — суффикс, нулевое окончание, радость- — основа слова)

564. Какие ошибки допустил ученик в определении падежа? Чего он не знал? Определите падежи этих слов.
Один ученик так определял падеж существительного: «Работа выполнена в тетрадке». «Тетрадке»—окончание −е, дательный падеж. «В тетради не было никаких исправлений». «Тетради»—родительный падеж, потому что окончание −и.

Ученик определял падежи по окончаниям, не ставя падежные вопросы, не учитывая связи между словами. Он не принял во внимание, что у существительных 1-го склонения (тетрадка) совпадают формы дательного и предложного падежа, а у существительных 3-го склонения (тетрадь) совпадают формы родительного, дательного и предложного падежа.

Правильный ответ: выполнена (в чём?) в тетрадке (П. п.); не было (в чём?) в тетради (П. п.).

565. Спишите. Подчеркните подлежащие и дополнения, выраженные именами существительными. Обозначьте их падеж.
Всюду и везде трудят(?)ся люди. Строители возводят3 дома. Конструкторы созд..ют новые машины.4 Водители перевозят грузы. Уголь добывают шахтёры. Писатели пишут книги. Детей учат препод..ватели.

Всюду и везде трудятся люди (И. п.). Строители (И. п.) возводят дома (В.п.). Конструкторы (И. п.) создают новые машины (В. п.). Водители (И. п.) перевозят грузы (В. п.).  Уголь (В. п.) добывают шахтёры (И. п.). Писатели (И. п.) пишут книги (В. п.). Детей учат (В. п.) преподаватели (И. п.).

Конструкторы создают новые машины. (Повеств., невоскл., распр., двусост., не осложнено)

I. Возводят — гл. Строители (что делают?) возводят.
II. Н. ф. — возводить, несов. вида, II спр., в наст. вр., во мн. ч., в 3-м л.
III. Строители (что делают?) возводят.

566. Перепишите, раскрывая скобки. Выделите падежные окончания и подчеркните предлоги.
                    х
Образец. Выехать (откуда?) из деревни Р. п..
1. Выехать из (город, Москва, Томск).
Возвратиться из (библиотека, школа, Калуга, Крым).
Выйти из (класс, магазин, вагон).
2. Выехать с (Урал, Кавказ, Дальний Восток).
Возвратиться с (дача, выставка, Волга).

       х
1. Выехать (откуда?) из города (Р. п.), (откуда?) из Москвы (Р. п.), (откуда?) из Томска (Р. п.).
    х
Возвратиться (откуда?) из библиотеки (Р. п.), (откуда?) из школы (Р. п.), (откуда?) из Калуги (Р. п.).
    х
Выйти (откуда?) из класса (Р. п.), (откуда?) из магазина (Р. п.), (откуда?) из вагона (Р. п.).
     х
2. Выехать (откуда?) с Урала (Р. п.), (откуда?) с Кавказа (Р. п.), (откуда?) с Дальнего Востока (Р. п.).
     х
Возвратиться (откуда?) с дачи (Р. п.), (откуда?) с выставки (Р. п.), (откуда?) с Волги (Р. п.).