Страница 44

502. Озаглавьте текст. Какие объяснения приводит автор в первой и второй частях текста? Найдите предложение, в котором содержится тезис. Спишите (на выбор) одну из частей текста.

Что общего между ц..ркулем и ц..рком? Я ра(с, сс)удил так: главное в ц..рке — это арена. На ней выступают акр..баты, фокусники3, ж..нглёры и дрессировщики.4 А арена какая? Круглая. Так же, как и (с, з)дание самого ц..рка.
Но ведь и ц..ркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит.
Значит, именно круг как раз то, что р..днит ц..ркуль и ц..рк. А потом я прочёл в сл..варе, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «ци́ркулюс», что значит «круг», «окружность».

Варианты заглавий: “Родственные слова”, “Латинские корни”, “Циркуль и цирк”, «Циркуль» — значит «круг».

             «Циркуль» — значит «круг»
        Что общего между циркулем и цирком? Я рассудил так: главное в цирке — это арена. На ней выступают акробаты, фокусники, жонглеры и дрессировщики. (Повеств., невоскл., распр., двусост., осложнено однородными подлежащими) А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит. Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочёл в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «ци́ркулюс», что значит «круг», «окружность».

Автор рассуждает, что общего между циркулем и цирком. Он объясняет, что в цирке − арена круглая, как и само здание цирка. Циркуль тоже имеет отношение к кругу, он его чертит.

I фокусники — сущ.
II. Н. ф. — фокусник.
Пост. пр.: нариц., неодуш., м. р., 2-го скл.;
Непост.: И. п., мн. ч.
III. Выступают (кто?) фокусники.

Повторение

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучается в морфемике?

В морфемике изучаются морфемы как части слова.

2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением. Например: звонить, звонкий, перезвон.
При изменении слова получаются формы этого же слова, изменяются только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым.

3. Как найти окончание и основу слова?

Окончание − это изменяемая часть слова. Основа − это часть слова без окончания.

4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

Основа слова может состоять из приставки, корня и суффикса.

5. Покажите на двух−трёх примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.

Гриб (ед. ч.) − грибы (мн. ч),
Гриб − грибочек (маленький),
Приехать − уехать − заехать − переехать (меняются значение слова в зависимости от приставки).

6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.

Выращивать − растение − выросли.
Прилагается − приложили.
Друг − дружный − друзья.

7. Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.

Беглые гласные:
1. в корне − ветер − ветра; узел − узлы.
2. в суффиксе − флажок − флажка; снежок − снежка.
3. в приставке − подозвать − подзывать; вобрать − вбирать.

8. Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда — с?

В приставках на −з/−с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими −е.

9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в корнях −лаг− — −лож−, −раст− — −рос?

B корне −лаг− − −лож− в безударном положении буква a пишется, если за корнем стоит суффикс −а−‚ буква о пишется, если зa корнем нет суффикса −a−. B корне −раст− − −рос− безударная a пишется перед ст, щ.
Слова исключения: росток, отрасль.

10. Какая буква — о или е — пишется, как правило, в корне слова после шипящих?

Как правило, в корне слов после шипящих под ударением пишется буква ё.
Исключения: крыжовник, шорох, шов, капюшон.

11. Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?

После Ц в корне у большинства слов пишется буква И.
Исключения: цыган, цыкнул, на цыпочках, цыпленок, цыц.