Страница 167

776. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Какое пунктуационное правило вы будете применять?
• Какое из выделенных слов имеет омонимы?
• Какие глаголы употреблены в переносном значении?

1. Зелён.. сетью трав подёрнут спящий пруд а за прудом село дымит(?)ся.
2. Полн., луна блестит меж вётел2 над прудом и возле берега волна с холоди..м резвиться луч..м.
3. Уж за горой дремуч..ю погас вечерний луч едва струёй гремуч..ю сверка..т жаркий ключ.
4. Горн.. вершины спят во т(?)ме ночной3 тихие д..лины полны свеж..й мглой.
5. Молчит табун река журчит одна.
6. Ревёт гроза дымят(?)ся тучи над тёмн., бездною морской.
7. (Не)пылит дорога (не)дрожат листы.
8. Чисто вечерн.. небо ясны далёк., звёзды.
9. Мрачен свод небес и тучи пробегают одна безмолвно за другой.5
10. Пускай поэта обвиняет насмешливый, безумный свет никто ему (не)помешает он (не)услыш..т мой ответ.
                  (М. Лермонтов)

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд, а за прудом село дымится.
Полная луна блестит меж вётел над прудом, и возле берега волна с холодным резвится лучом.
Уж за горой дремучею погас вечерний луч, едва струёй гремучею сверкает жаркий ключ.
Горные вершины спят во тьме ночной, тихие долины полны свежей мглой.
Молчит табун, река журчит одна.
Ревёт гроза, дымятся тучи над тёмной бездною морской.
Не пылит дорога, не дрожат листы.
Чисто вечернее небо, ясны далёкие звёзды.
Мрачен свод небес, и тучи пробегают одна безмолвно за другой.
Пускай поэта обвиняет насмешливый, безумный свет, никто ему не помешает, он не услышит мой ответ.
(М. Лермонтов)

Слово «ключ» имеет омонимы (ключ − родник, ключ − предмет для отпирания двери).
В переносном значении употребляются глаголы: резвиться, спят, ревёт, дымятся, горит, играют, свищет.

Ночной − прил., (какой?) Н. ф. − ночной, в ж. р., ед. ч., П. п. определение.

При постановке пропущенных запятых применяется правило о запятых между частями сложного предложения, а в последнем предложении еще и между однородными определениями.

струёй — [струй’ой’] 2 слога.
с — [с] — согл., глух. парн. [з], твёрд. парн. [с’]
т — [т] — согл., глух. парн. [д], твёрд. парн. [т’]
р — [р] — согл., звонк. непарн., твёрд. парн. [р’]
у — [у] — гласн., безуд.
     [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
ё 〈
     [о] — гласн., ударн.
й — [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
6 б., 7 зв.

вётел (вётел- — корень, нулевое — окончание, вётел- — основа слова)

Мрачен свод небес, и тучи пробегают одна безмолвно за другой. (Повеств., невоскл., в конце ставится точка; запятая перед союзом и разделяет два простых предложения в составе сложного (1) мрачен свод небес; 2) тучи пробегают одна безсолвно за другой)

I Ночной (тьме) — прил. Во тьме (какой?) ночной.
II. Н. ф. — ночной; в полн. ф., в П. п., в ед. ч., в ж. р.
III. Во тьме (какой?) ночной.

777. Прочитайте письмо М. Цветаевой детям (с. 168). Какова (каковы) его тема (темы)?

Напутствие детям, полезные советы.

Какие напутствия (советы) даёт автор молодому поколению?

Милые дети!
Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы — как мы. Но говорят: что вы есть, что вы — особая порода, ещё поддающаяся воздействию.
Потому:
— Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек.
— Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он её не получит!
— Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются. Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т. д.) — отвечайте: «А я — кто!»
Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.
Увидя на дороге камень — уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе — в другом!) уберите.
Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае. Стыдитесь — не уступить!
Не отличайте себя от других — в материальном. Другие — это тоже вы, тот же вы. (Все одинаково хотят есть, спать, сесть и т. д.)
Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно — сознания. После победы — протяните руку.
Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут — свой останется.

Назовите обращение.

Милые дети!

В предложении с прямой речью расставьте пропущенные знаки препинания. 

Ну а если вам скажут: "Так никто не делает (не одевается, не думает и т. д.)", — то отвечайте: "А я — кто!"

Найдите диалог и прокомментируйте знаки препинания при нём.

— Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек.
— Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он её не получит!
— Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.

Слова каждого участника диалога пишутся с новой строки, перед ними стоит тире.

Выпишите глаголы совершенного вида.

Пролью, получит, станет, скажут, уберите, уступить, сесть, протяните.