Ответы к странице 124. § 45 Прямая речь

Упражнение 252

Прочитайте предложения с прямой речью. Между словами автора и прямой речью делайте чёткую паузу, прямую речь выделяйте голосом. Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи? Какие знаки препинания ставятся для выделения прямой речи? Составьте схемы предложений по образцу, данному в правиле.

1. И сказала скалка: «Мне Федору жалко». 2. И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?» 3. И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» 4. И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу».

(К. Чуковский)

В общепринятом обозначении слова автора - буква А, прямая речь - П. В этом учебнике слова атора - пустой прямоугольник, прямая речь - заштрихованный. Но учитель скорее всего будет вас учить по общепринятым нормам, поскольку в них отражено, с маленькой или большой буквы писать слова автора. Мы публикуем общепринятые схемы к предложениям с прямой речью. Если ваш учитель требует прямоугольники, замените А на простой прямоугольник, П на заштрихованный.

1. И сказала скалка: "Мне Федору жалко".   А: "П". 
2. И заплакали блюдца: "Не лучше ль вернуться?"   А: П?" 
3. И зарыдала корыто: "Увы, я разбито, разбито!"   А: "П!"
4. И чайник шепнул утюгу: "Я дальше идти не могу".   А: "П". (К. Чуковский)

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Упражнение 253

Прочитайте предложения. Укажите знаки препинания, которые служат для выделения прямой речи, стоящей перед словами автора.

• Выпишите предложения с обращением.

1. «А ты что ж, кумушка2, в дорогу?» — ей с возу Курица кричит. 2. «Помилуй, мне ещё и отроду нет году», — Ягнёнок говорит. 3. «Стой, братцы, стой!» — кричит Мартышка. 4. «Ах ты, обжора! Ах, злодей!» — тут Ваську Повар укоряет3. 5. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» — говорит ей Муравей. б. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», — им отвечает Соловей. 7. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» — ей Мишка отвечал. 8. «Кто ты? Что делаешь?» — спросил сердито Лев. 9. «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» — Лисицу спрашивал Сурок.5

(И. Крылов)

После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков — тире.

Предложения с обращением:

«А ты что ж, кумушка, в дорогу?» — ей с возу Курица кричит.
«Стой, братцы, стой!» — кричит Мартышка.
«Ах ты, обжора! Ах, злодей!» — тут Ваську Повар укоряет.
«Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» — говорит ей Муравей.
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» — ей Мишка отвечал.
«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» — Лисицу спрашивал Сурок.

кумушк[а] (кум- — корень, -ушк- — суффикс, -а — окончание, кумушк- — основа слова)

«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» — Лисицу спрашивал Сурок.
«П?» — а.
Предложения с прямой речью. Прямая речь заключается в кавычки, стоит перед словами автора поэтому перед словами автора стоит тире. Предложение в прямой речи вопросительное, восклицательное, поэтому в конце стоит вопросительный знак. Слово "кумушка" - обращение, поэтому выделяется с запятыми. В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Укоряет — глаг., что делает?, н. ф. — укорять, I спр., в наст. вр., в 3-м. л., в ед. ч., сказ.