Ответы к странице 147. § 54 Графика
Упражнение 297
Прочитайте отрывок из стихотворения А. Усачёва. Сколько раз в тексте повторяется шипящий звук [ш]? Почему? Охарактеризуйте этот звук.
ШУРШАЩАЯ ПЕСЕНКА
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат…
При подсчёте звукового повтора (вместе с заголовком — 21) следите за тем, чтобы правильно определить наличие глухого шипящего в слове дождь (можно составить транскрипцию: [дошт’], в котором также есть звук [ш]).
Звук [ш] — глухой твёрдый согласный, не имеет парного мягкого, но имеет пару по глухости-звонкости [ж].
Упражнение 298
Спишите. Отметьте значком V 3-4 слова, в которых есть только звонкие (в том числе и сонорные) согласные. Объясните знаки препинания в предложении с однородными подлежащими.
Едва (V) ли у кого поднимется рука, чтобы вырезать ножом (V) на живом (V) теле дерева (V) своё имя. Если же и найдётся такой, то рука товарища остановит его.
Под нашей защитой должны находиться звери, птицы, зелёный мир, полевые цветы. Они будут радовать не одно поколение.
2(под) защит[ой] (защит- — корень, -ой — окончание, защит- — основа слова)
Под нашей защитой должны находиться звери, птицы, зелёный мир, полевые цветы. (однородные подлежащие связаны интонацией перечисления и запятыми).