Ответы к странице 89

Упражнение 182

Распространите предложения второстепенными членами.
Прозвенел звонок. Ученики разговаривали. Вошла учительница. Наступила тишина3. Начался урок. Дети слушали и записывали. Вбежал Максим.

Прозвенел долгожданный звонок.
Перед уроком ученики громко разговаривали.
В класс вошла учительница русского языка.
Сразу наступила тишина.
Начался любимый урок русского языка.
Дети внимательно слушали своего учителя и записывали упражнение.
Неожиданно вбежал опоздавший Максим.

Или

Раздался громкий звонок на урок. Ученики в классе разговаривали между собой. В класс вошла учительница русского языка. Внезапно наступила полная тишина. Начался первый урок. Все дети внимательно слушали учительницу. Вдруг в класс вбежал запыхавшийся Петя.

Разбор слова тишина

Тишина — сущ., что?, н. ф. – тишина, нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл., в И. п., в ед. ч., подл.

Упражнение 183

Расскажите о предложении по плану. Ответы подкрепляйте своими примерами. В каком стиле речи вы будете строить ответы на предложенные вопросы?

1. Какие бывают предложения по цели высказывания?
2. В чём особенность восклицательных предложений?
3. Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?
4. Какие пунктуационные знаки ставятся в конце предложения?

1. По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Предложения, в которых: мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными;
содержится вопрос, называются вопросительными;
мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными.

2. Сообщать, спрашивать о чём-либо и побуждать к какому-либо действию мы можем, одновременно выражая какие-либо сильные чувства: радость, печаль, удивление, восторг, страх и т. п.
В этом случае повествовательные, вопросительные и побудительные предложения становятся по интонации восклицательными.
В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений вместо точки ставится восклицательный знак.

3. Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.


4. Точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки — это знаки препинания, которые ставятся в конце предложения.

Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).
Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).
Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).

§ 34.  Второстепенные члены предложения. Дополнение

Упражнение 184

Прочитайте, рассмотрите схемы и определите, какие из второстепенных членов поясняют главные, а какие — второстепенные члены предложения. Спишите.

Второстепенные члены, которые поясняют главные:

1) неслись (где?) по склонам, потоки (какие?) дождевые;
2) вырвала (когда?) вчера, вырвала (как?) с корнем, вырвала (что?) дуб.

Второстепенные члены, которые поясняют другие второстепенные:
2) дуб (какой?) могучий.

              где?                   какие?
           ↓----------l              ↓----------l  
По склонам  неслись дождевые потоки.

                когда?                   что?
       ↓--------------------------l      |-------------------
                       как?                    какой?
                      ↓----------l             ↓----------
Вчера вода с корнем  вырвала могучий дуб.