Ответы к странице 77

Упражнение 151

Послушайте, как можно прочитать по-разному побудительные предложения. При первом чтении выразите голосом дружеский совет, при втором — настойчивое требование. Знак ↑ показывает, какое из слов можно выделить, произнести более высоким тоном. Оцените, удалось ли читающему передать заданную интонацию.

   Не перебивайте↑ говорящего, дослушайте фразу до конца↑. Если в разговоре вас перебьют↑, не старайтесь перекричать↑ собеседника2, а замолчите↑ и выслушайте↑ возражения.
   Не размахивайте↑ руками во время разговора. Не кричите↑, не смейтесь↑ слишком громко или слишком долго↑. Говорите с собеседником так↑, чтобы только он↑ вас слышал.

со бесед ник[а] (со- – приставка, бесед- – корень, -ник- – суффикс, -а – окончание, собеседник- – основа слова)

Упражнение 152

Составьте (устно) предложения, которые побуждают кого-либо: 1) написать о своих занятиях в музыкальной школе или спортивной секции кому-либо из знакомых; 2) рассказать о поездке на море; 3) помочь родным по хозяйству.

Упражнение 1) Маша, напиши о своих успехах в музыкальной школе маме.
2) Виктор, как вы съездили на море этим летом?
3) Варя, помой, пожалуйста, посуду.

Или

1. Тебе обязательно нужно написать о своих занятиях в школе папе.
2. Расскажите, пожалуйста, нам о вашем последнем походе в горы.
3. Пожалуйста, помоги своей бабушке привести в порядок двор.

Упражнение 153

Назовите в каждом предложении слово, выделенное значком ↑. В этом слове содержится вопрос (оно показывает, о чём или о ком спрашивается в предложении). На него приходится наибольшее повышение голоса.

Прочитайте вопросительные предложения вслух, учитывая особенности произнесения слов.

1. Кто↑ пойдёт в кино? Ребята↑ вечером пойдут в кино?
2. Когда↑ они пойдут? Ребята вечером↑ пойдут в кино?
3. Куда↑ пойдут ребята? Ребята вечером пойдут в кино↑?
4. Пойдут↑ ли ребята в кино? Ребята вечером пойдут↑ в кино?

Вопросительные слова:
Кто, когда, куда, что, откуда, где, зачем, почему, сколько?

Вопросительные частицы:
Ли, неужели, разве.