Ответы к странице 70
II. Произведите обратную замену.
Лесные обитатели, деревенский житель, водяная струя, книжная обложка.
какие? какие?
↓----------l х х l-----------↓
Лесн[ые] обитатели – обитатели лес[а].
какой? какой?
↓----------l х х l-----------↓
Деревенск[ий] житель – житель деревн[и].
какая? какая?
↓----------l х х l-----------↓
Водян[ая] струя* – струя вод[ы].
какая? какая?
↓----------l х х l-----------↓
Книжн[ая] обложка – обложка книг[и].
Упражнение 138
Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска в нужных грамматических формах. Стереть, вызывать, стоять, подойти, повесить, списать, разделить, смотреть, отойти, нарисовать.
Учитель попросил дежурного стереть всё с доски. Учитель вызвал ученика к доске. Ученик долго стоял у доски, но так и не решил задачу. Васе нужно подойти к доске, чтобы ответить на вопросы учителя. Ваня помог повесить на доску карту. Сегодня мы списывали с доски новые словарные слова. Нужно разделить доску на две части, когда решают задачи два ученика. Учитель попросил всех посмотреть на доску на доску. Маша решила уравнение и отошла от доски. Учитель нарисовал на доске схему круговорота воды в природе.
Упражнение 139
Уточните с помощью зависимого слова значение данных ниже слов.
где? какая?
l-----------↓ ↓----------l х
Образец. Течь; течь по поверхности; корабельная течь.
Печь, ключ, сбор, лук, ножка, ели, перо.
где? какая?
l-----------↓ ↓----------l х
Печь; печь в духовке; русская печь.
как? какой?
l-----------↓ ↓----------l х
Ключ; закрыть на ключ; скрипичный ключ.
чего? какой?
l-----------↓ ↓----------l х
Сбор; сбор урожая; экстренный сбор.
чем ? какой?
l-----------↓ ↓----------l х
Лук; стрелять из лука, зелёный лук
чего ? какая?
l-----------↓ ↓----------l х
Ножка; ножка стола, тонкая ножка.
как? какие?
l-----------↓ ↓----------l х
Ели; если с аппетитом, зелёные ели.
чем? какое?
l-----------↓ ↓----------l х
Перо; писать пером, голубиное перо
Упражнение 140
Установите смысловую и грамматическую связь между словами и составьте словосочетания. Обозначьте в них главные слова. Укажите словосочетания, в которых зависимое слово связывается с главным при помощи окончания и предлога.
• Какое правило вы использовали, вставляя пропущенные буквы?
Здороваются (когда? с кем?) … , … ; дарить (что? кому?) … , … ; благодарить (кого? за что?) … , … ; извиниться (перед кем? за что?) … , … ; поздравить (как? кого?) … , … ; похвалить (кого? за что?) … , … ; восхищение (какое? чем?) … , … ; оценивать (что? как?) … , … ; прощание (с кем? на какое время?) … , … .
когда? с кем?
х l-----------↓ х l-----------↓
Здороваются утром, здороваются с учителем;
что? кому
х l-----------↓ х l-----------↓
дарить улыбку, дарить другу;
кого? за что?
х l-----------↓ х l-----------↓
благодарить бабушку, благодарить за заботу;
перед кем? за что?
х l-----------↓ х l-----------↓
извиниться перед сестрой, извиниться за обиду;
как? кого?
х l-----------↓ х l-----------↓
поздравить тепло, поздравить маму;
кого? за что?
х l-----------↓ х l-----------↓
похвалить брата, похвалить за успехи;
какое? чем?
↓----------l х х l-----------↓
большое восхищение, восхищение картиной;
что? как?
х l-----------↓ х l-----------↓
оценивать работу, оценивать справедливо;
с кем на какое время?
х l-----------↓ х l-----------↓
прощание с другом, прощание на неделю.
Словосочетания, в которых зависимое слово связывается с главным при помощи окончания и предлога: благодарить за забот[у]; извиниться перед сестр[ой], извиниться за обид[у]; похвалить за успех[и]; прощание с лет[ом].
Вставляя пропущенные буквы, мы использовали правило “Правописание безударных в корне, проверяемых ударением).