Ответы к странице 70

II. Произведите обратную замену.
Лесные обитатели, деревенский житель, водяная струя, книжная обложка.

        какие?                           какие?
         ↓----------l х                     х l-----------
Лесн[ые] обитатели – обитатели лес[а].
             какой?                     какой?
            ↓----------l х               х l-----------↓ 
Деревенск[ий] житель – житель деревн[и].
          какая?                какая?
        ↓----------l х           х l-----------↓ 
Водян[ая] струя* – струя вод[ы].
          какая?                      какая?
          ↓----------l х               х l-----------↓ 
Книжн[ая] обложка – обложка книг[и].

Упражнение 138

Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска в нужных грамматических формах. Стереть, вызывать, стоять, подойти, повесить, списать, разделить, смотреть, отойти, нарисовать.

Учитель попросил дежурного стереть всё с доски. Учитель вызвал ученика к доске. Ученик долго стоял у доски, но так и не решил задачу. Васе нужно подойти к доске, чтобы ответить на вопросы учителя. Ваня помог повесить на доску карту. Сегодня мы списывали с доски новые словарные слова. Нужно разделить доску на две части, когда решают задачи два ученика. Учитель попросил всех посмотреть на доску на доску. Маша решила уравнение и  отошла  от доски. Учитель нарисовал на доске схему круговорота воды в природе.

Упражнение 139

Уточните с помощью зависимого слова значение данных ниже слов.
                                где?                                  какая?
                             l-----------↓                            ↓----------l х 
Образец.  Течь;  течь по поверхности;  корабельная течь.
Печь, ключ, сбор, лук, ножка, ели, перо.

               где?                  какая?
             l-----------↓           ↓----------l х 
Печь; печь в духовке; русская печь.
                      как?                  какой?
                   l-----------↓           ↓----------l х 
Ключ; закрыть на ключ; скрипичный ключ.
               чего?                какой?
             l-----------↓           ↓----------l х 
Сбор; сбор урожая; экстренный сбор.
                чем ?                 какой?
              l-----------↓           ↓----------l х 
Лук; стрелять из лука, зелёный лук
                чего ?              какая?
             l-----------↓           ↓----------l х 
Ножка; ножка стола, тонкая ножка.
               как?                  какие?
             l-----------↓           ↓----------l х 
Ели; если с аппетитом, зелёные ели.
               чем?                  какое?
             l-----------↓           ↓----------l х 
Перо; писать пером, голубиное перо

Упражнение 140

Установите смысловую и грамматическую связь между словами и составьте словосочетания. Обозначьте в них главные слова. Укажите словосочетания, в которых зависимое слово связывается с главным при помощи окончания и предлога.

• Какое правило вы использовали, вставляя пропущенные буквы?

Здороваются (когда? с кем?) … , … ; дарить (что? кому?) … , … ; благодарить (кого? за что?) … , … ; извиниться (перед кем? за что?) … , … ; поздравить (как? кого?) … , … ; похвалить (кого? за что?) … , … ; восхищение (какое? чем?) … , … ; оценивать (что? как?) … , … ; прощание (с кем? на какое время?) … , … .

            когда?                         с кем? 
        х l-----------↓                 х  l-----------↓ 
Здороваются утром, здороваются с учителем;
         что?                кому
    х l-----------↓        х l-----------↓ 
дарить улыбку, дарить другу;
             кого?                                 за что?
        х l-----------↓                           х l-----------↓ 
благодарить бабушку, благодарить за заботу;
              перед кем?                       за что?
           х l-----------↓                       х l-----------↓ 
извиниться перед сестрой, извиниться за обиду;
                  как?                кого?
             х l-----------↓       х l-----------↓ 
поздравить тепло, поздравить маму;
              кого?                   за что?
          х l-----------↓           х l-----------↓ 
похвалить брата, похвалить за успехи;
            какое?                         чем?
          ↓----------l х                  х l-----------↓ 
большое восхищение, восхищение картиной;
               что?                      как?
            х l-----------↓            х l-----------↓ 
оценивать работу, оценивать справедливо;
          с кем                     на какое время?
      х l-----------↓                 х l-----------↓ 
прощание с другом, прощание на неделю.

Словосочетания, в которых зависимое слово связывается с главным при помощи окончания и предлога: благодарить за забот[у]; извиниться перед сестр[ой], извиниться за обид[у]; похвалить за успех[и]; прощание с лет[ом].

Вставляя пропущенные буквы, мы использовали правило “Правописание безударных в корне, проверяемых ударением).