Ответы к странице 50

Упражнение 96

Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса? Приведите по 2—3 примера существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?
Именительный (кто? что?)
Родительный (кого? чего?)
Дательный (кому? чему?)
Винительный (кого? что?)
Творительный (кем? чем?)
Предложный (о ком? о чем?)
Приведите по 2−3 примера существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

К каждому падежу относится два падежных вопроса, потому что есть одушевленные и неодущевленные предметы. Кто? − человек, мама, папа. Что? − стол, машина, кабинет.

Упражнение 97

Спишите, раскрывая скобки. Над выделенными существительными надпишите их падеж и число.
1. Не (за)своё дело  (не)берись, а (за)своим делом  (не)ле-нись. 2. Почин дороже дела.  3. Суди (о)людях не по сло-вам, а по д..лам.  4. Устал3, но не (от)дела,  а от (б..з)делья1 5. Пошло дело  на лад, и сам тому рад. 6. (Не)сп..ши язы-ком, тор..пись делом.

                  В.п. ед.ч.                          Т. п. ед.ч.
1. Не за своё дело не берись, а за своим делом не

                                    Р.п. ед.ч
ленись. 2. Почин дороже дела. 3. Суди о людях не по

                 Д.п. мн.ч.                       Р.п. ед.ч.
словам, а по делам. 4. Устал, но не от дела, а от

                           И. п. ед.ч.
безделья. 5. Пошло дело на лад, и сам тому рад. 6. Не

                                 Т. п. ед.ч.
спеши языком, торопись делом.

Устал — гл., что сделал?, н. ф. — устать, в прош. вр., в м.р., в ед. ч., сказ.

Упражнение 98

Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней о том, какие существительные относятся к 1, 2 и 3−му склонениям. Приведите примеры.

К 1−му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями −а, −я в именительном падеже единственного числа.
Страна, дядя, яблоня.
Ко 2−му склонению относятся существительные мужского рода на согласную и среднего рода с окончаниями −о, −е.
Слон, вой, правило, солнце.
к 3−му склонению относятся существительные женского рода на согласный с мягким знаком на конце.
Пристань, рожь, соль.

Упражнение 99

Обозначьте границы предложений, поставив в конце каждого предложения нужный знак препинания. Укажите  склонение имён существительных. На какие две части можно разбить данный текст? О чём говорится в каждой части?
    (На)макушках старых елей грозд(?)ями висели зрелые медные шишки у подножия, куда не навалило ещё снегу, ярко з..ленел мох, а толстые ств..лы облеплены были серыми звёздами лишайника морозной2 смолой пахли подошвы деревьев2, стволы опасно уходили вверх, сплетались там ветвями и вл..вались в небо высоко над головой вдруг сверху послышался тревожный и сильный стук в красном грозовом шлеме на осине сидел ч..рный дятел, долбил дупло. (По Ю. Ковалю)

    На макушках (1 скл.) старых елей (3 скл.) гроздьями (3 скл.) висели зрелые медные шишки (1 скл.). У подножия (2 скл.), куда не навалило ещё снегу (2 скл.), ярко зеленел мох (2 скл.), а толстые стволы (2 скл.) облеплены были серыми звёздами (1 скл.) лишайника (2 скл.). Морозной смолой (1 скл.) пахли подошвы деревьев (2 скл.), стволы (2 скл.) опасно уходили вверх, сплетались там ветвями (3 скл.) и вливались в небо (2 скл.) высоко над головой. Вдруг сверху послышался тревожный и сильный стук (2 скл.). В красном грозовом шлеме (2 скл.) на осине (1 скл.) сидел чёрный дятел (2 скл.), долбил дупло (2 скл.).
(По Ю. Ковалю)

I часть:
На макушках старых елей гроздьями висели зрелые медные шишки. У подножия, куда не навалило ещё снегу, ярко зеленел мох, а толстые стволы облеплены были серыми звёздами лишайника.

II часть:
Морозной смолой пахли подошвы деревьев, стволы опасно уходили вверх, сплетались там ветвями и вливались в небо высоко над головой.

III часть:
Вдруг сверху послышался тревожный и сильный стук. В красном грозовом шлеме на осине сидел черный дятел, долбил дупло.

морозн[ой] (мороз- – корень, -н- – суффикс, -ой – окончание, морозн- – основа слова)

деревь[ев] (деревь- – корень, -ев – окончание, деревь- – основа слова)