Ответы к странице 60

Контрольные вопросы и задания

1. Что вы знаете о тексте?

Текст − это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте − порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация. В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определенной идеей, основной мыслью. Тема − это то, о чем говорится в тексте. Основная мысль текста − это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Тексты можно озаглавить. Тексты бывают разными: повествование, описание, письмо, стихотворение, басня и другие. В тексте есть абзацы, которые выделяются красной строкой.

2. Какие значимые части могут быть в слове?

Значимые части − корень, суффикс, приставка, окончание.
Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

3. Чем отличаются приставки от предлогов?

Приставки пишутся слитно со словами, а предлоги − раздельно. Между предлогом и словом можно поставить еще одно слово, а между приставкой и словом других слов поставить нельзя.
Приставка – это значимая часть слова, пишется слитно: побежал. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Предлог – это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос. Шёл по тропинке — шёл по лесной тропинке; зашёл за товарищем — зашёл (за кем?) за товарищем.

4. Когда пишется разделительный Ъ, а когда − ь?

Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласные. В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный ь.

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я: подъехал, съёжился, предъюбилейный, объяснил.
Разделительный (ь) пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и: (о) семье, ружьё, вьюга, обезьяна, ручьи. Показатель мягкости предшествующего согласного звука: жизнь, апельсин. Показатель формы женского рода имён существительных: рожь, тишь, дочь (пишется после шипящих).

5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?

Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором согласный произносится отчетливо.
Правописание непроверяемых согласных и гласных в корне слова нужно запомнить.
Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласная л, м, н, р.
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной УУ в корне , нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была под ударением.

6. В каких словах после ж, ш пишется ю?

В словах жюри, парашют, брошюра.

7. Какие части речи вы знаете?

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

8. Назовите падежи имен существительных и вопросы каждого из падежей.

Именительный (кто? что?),
Родительный (кого? чего?),
Дательный (кому? Чему?),
Винительный (кого? что?),
Творительный (кем? чем?),
Предложный (о ком? о чем?).

9. Как изменяются имена прилагательные?

Имена прилагательные изменяются по числам, падежам, в единственном числе — по родам.

10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?

Личные местоимения: я, мы − 1−е л., ты, вы − 2−е л., он, она , оно, они − 3−е л.
Местоимения пишутся с предлогами раздельно.

11. Приведите примеры глаголов с окончаниями −ешь, −ет, −ем, −ете, −ут (−ют) и с окончаниями −ишь, −ит, −им, −ите, −ат (−ят).

Плыть − плывешь, плывет, плывем, плывете, плывут.
Стоять − стоишь, стоит, стоим, стоите, стоят.

12. С каким стилем речи вы познакомились? Какие тексты относятся к художественным? Когда мы пользуемся разговорной речью?

Когда делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства в непринуждённой обстановке, мы пользуемся разговорным стилем речи.
Мы сообщаем научные сведения, объясняем факты в научном стиле.
Если писатель красочно изображает какое-то событие, явление природы, чувства человека и т. д., он, как правило, пользуется художественным стилем.