Ответы к странице 103
Упражнение 209
Спишите, подчеркните однородные члены. Поставьте, где необходимо, запятую. Вспомните, как пишется частица не с глаголами.
1. Долго с..дел но ничего (не)выс..дел.
2. Много читает а дела (не)знает.
3. Людей слушай а свой ум имей.
4. Ум и разум надоумят сразу.
5. Чужого (не)хватай и своего (не)бросай.
Долго сидел, но ничего не высидел.
Много читает, а дела не знает.
Зимой и летом одним цветом.
Людей слушай, а свой ум имей.
Ум и разум надоумят сразу.
Чужого не хватай и своего не бросай.
Не с глаголами пишется раздельно.
Прочитайте пословицы с подходящей интонацией, делая паузу между союзами а, но. Расскажите о случае, когда уместно было бы употребить одну из этих пословиц.
Пословицу "Долго сидел, но ничего не высидел" уместно было бы употребить в случае, когда мы, например, говорим о человеке, который сидит, ничего не делая, но мечтает о результате.
Случай. Мой брат много читает. Он читает и книги, и газеты, и журналы. Мы всегда думали, раз он много читает, значит он должен всё знать. Как-то мы поспорили, какая самая большая в мире страна. Мы решили спросить у моего брата. Оказалось, что он этого не знает. Много читает, а дела не знает.
Упражнение 210
Прочитайте. Спишите, подчеркните однородные члены. Расставьте пропущенные запятые. Укажите, чем выражены однородные члены, обведите кружком союзы.
1. Бледно-серое небо св..тлело х..лодело с..нело. (И. Тургенев) 2. В..сёлые г..лоса шутки и смех разн..сились по долине. 3. (С)права (с)лева (в)переди заб..лели берёзо-вые ств..лы. 4. Тучи п..лзли по небу медленно скучно.(М. Горький) 5. В тёплом но сыром воздухе чувствовалось дыхание ос..ни.
1. Бледно-серое небо светлелогл., холоделогл., синелогл. (И. Тургенев) 2. Весёлые голосасущ., шуткисущ. (и) смехсущ. разносились по долине. 3. Справанар., слеванар., вперединар. забелели берёзовые стволы. 4. Тучи ползли по небу медленнонар., скучнонар.. (М. Горький) 5. В тёпломприл., (но) сыромприл. воздухе чувствовалось дыхание осени.
Упражнение 211
Выпишите вначале предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем предложения с однородными второстепенными членами. Поставьте пропущенные запятые.
1. Кот увидел Каштанку, вскочил, вытянул спину, задрал хвост и вз(?)ерошил3 шерсть. 2. Гусь заговорил о чём-то быстро, горячо, отчётливо, но непонятно. 3. Каштанкою овладели отчаяние и ужас. 4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее. 5. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой. 6. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса. (А. Чехов)
1. Кот увидел Каштанку, вскочил, вытянул спину, задрал хвост и взъерошил шерсть. 3. Каштанкою овладели отчаяние и ужас. 4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее. 5. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой.
2. Гусь заговорил о чём-то быстро, горячо, отчётливо, но непонятно.
6. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса.
Шестое предложение сложное, вторая часть — неполное предложение, поэтому можно ошибочно принять наречия времени (сначала, потом) за однородные члены предложения, а последнее дополнение (кусочек) за однородное первым двум.
Морфологический разбор:
Взъерошил — глаг., что сделал?, н. ф. — взъерошить, в прош. вр., в м. р., в ед. ч., сказ.