Ответы к странице 103

Упражнение 209

Спишите, подчеркните однородные члены. Поставьте, где необходимо, запятую. Вспомните, как пишется частица не с глаголами.
1. Долго с..дел но ничего (не)выс..дел.
2. Много читает а дела (не)знает.
3. Людей слушай а свой ум имей.
4. Ум и разум надоумят сразу.
5. Чужого (не)хватай и своего (не)бросай.

Долго сидел, но ничего не  высидел.
Много читает, а дела не  знает.
Зимой и летом одним цветом.
Людей слушай, а свой ум имей.
Ум и разум надоумят сразу.
Чужого не  хватай и своего не  бросай.

Не с глаголами пишется раздельно.

Прочитайте пословицы с подходящей интонацией, делая паузу между союзами а, но. Расскажите о случае, когда уместно было бы употребить одну из этих пословиц.

Пословицу "Долго сидел, но ничего не высидел" уместно было бы употребить в случае, когда мы, например, говорим о человеке, который сидит, ничего не делая, но мечтает о результате.

Случай. Мой брат много читает. Он читает и книги, и газеты, и журналы. Мы всегда думали, раз он много читает, значит он должен всё знать. Как-то мы поспорили, какая самая большая в мире страна. Мы решили спросить у моего брата. Оказалось, что он этого не знает. Много читает, а дела не знает.

Упражнение 210

Прочитайте. Спишите, подчеркните однородные члены. Расставьте пропущенные запятые. Укажите, чем выражены однородные члены, обведите кружком союзы.
1. Бледно-серое небо св..тлело х..лодело с..нело. (И. Тургенев) 2. В..сёлые г..лоса шутки и смех разн..сились по долине. 3. (С)права (с)лева (в)переди заб..лели берёзо-вые ств..лы. 4. Тучи п..лзли по небу медленно скучно.(М. Горький) 5. В тёплом но сыром воздухе чувствовалось дыхание ос..ни.

1. Бледно-серое небо светлелогл., холоделогл., синелогл. (И. Тургенев) 2. Весёлые голосасущ.шуткисущ.  (и) смехсущ. разносились по долине. 3. Справанар.слеванар.вперединар. забелели берёзовые стволы.  4. Тучи ползли по небу медленнонар.скучнонар.. (М. Горький)  5. В тёпломприл., (но) сыромприл. воздухе чувствовалось дыхание осени.

Упражнение 211

Выпишите вначале предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем предложения с однородными второстепенными членами. Поставьте пропущенные запятые.

1. Кот увидел Каштанку, вскочил, вытянул спину, задрал хвост и вз(?)ерошил3 шерсть. 2. Гусь заговорил о чём-то быстро, горячо, отчётливо, но непонятно. 3. Каштанкою овладели отчаяние и ужас. 4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее. 5. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой. 6. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса. (А. Чехов)

1. Кот увидел Каштанку, вскочилвытянул спину, задрал хвост и взъерошил шерсть. 3. Каштанкою овладели отчаяние и ужас. 4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее. 5. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой. 

2. Гусь заговорил о чём-то  быстро, горячо, отчётливо, но непонятно.  
6. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса.

Шестое предложение сложное, вторая часть — неполное предложение, поэтому можно ошибочно принять наречия времени (сначала, потом) за однородные члены предложения, а последнее дополнение (кусочек) за однородное первым двум.

Морфологический разбор:

Взъерошил — глаг., что сделал?, н. ф. — взъерошить, в прош. вр., в м. р., в ед. ч., сказ.