Ответы к странице 143
Упражнение 289
Подберите и запишите к приведённым ниже словам однокоренные глаголы, в которых последний согласный корня был бы мягким.
Образец. Разговор — разговорить.
Спор, проверка, трудовой, жёлтый, гордый, закалка.
Спор — спорить.
Проверка — проверить.
Трудовой — трудиться
Жёлтый — желтеть.
Гордый — гордиться.
Закалка — закалить.
Упражнение 290
Произнесите слова, приведённые в рамке. Обратите внимание на звуки, указанные в квадратных скобках. Какие это согласные — твёрдые или мягкие?
Составьте и запишите сложное предложение со словом бежевый.
музей [з’]
бежевый [б’]
паштет [т’]
В скобках указаны мягкие согласные.
Она надела бежевый плащ, когда на улице пошёл дождь.
На полу лежал бежевый ковёр, на котором играл котёнок.
Когда наступала осень, я надевал бежевый шарф.
Упражнение 291
О чём повествуется в тексте? Озаглавьте его.
Найдите начальную часть текста (вступление). Прочитайте предложения, в которых выделены глаголы, — так вы поймёте последовательность события, о котором повествуется в тексте. Укажите те части текста, в которых описывается шкатулка. Как они включаются в повествование?
Чудесная шкатулка
В доме жило много старых вещей.
Как-то на чердаке мы нашли чёрную шкатулку. На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Сделал мастер Гальвестон»
Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом3 рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.
Это была музыкальная шкатулка. Мы завели её, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз — шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.
План:
1. Старые вещи.
2. Неожиданная находка.
3. Как устроена шкатулка.
4. Шкатулка не играла.
Вступление: первое предложение.
Описание: второй и третий абзац.
3Бронзовом (рычажке) — прил. каком?, н. ф. – бронзовый, м. р., П. п., ед. ч., опред.