Ответы к странице 40
Упражнение 76
Подготовьтесь к игре «Я пересказываю, ты слушаешь». Вспомните приёмы слушания. Разделитесь на три команды. Ученик из первой команды пересказывает текст упр. 75, а другие слушают и оценивают пересказ (точность, соответствие стилю, интонационную выразительность, жесты и т. д.). Затем ученик из второй команды пересказывает этот же текст; его пересказ оценивают члены команд−соперниц. Выигрывает та команда, которая лучше других перескажет текст и убедительнее оценит пересказ.
Это задание выполняется устно в классе.
Упражнение 77
Разбейте текст на три абзаца. Выпишите выделенные глаголы и наречия, относящиеся к ним.
• Какое правило вы применяли, вставляя пропущенные буквы в глаголах?
Быстро, но осторожно Владик и Толька перебегали дорожки, ныряли в чащу кустарника, ползли вверх, спускались вниз, ничего не оставляя на своём пути незамеченным. Вскоре они оч..тились высоко над берегом моря. Слева громоздились изрезанные ущельями горы. Справа торч..ли остатки невысокой крепости. Ребята остановились. Было очень жарко. Торжественно гремел из−за пыльного2 кустарника мощный хор невидимых цикад. Внизу плескалось море. А кругом не было ни души. Потихоньку ощупывая каждый камешек, они прошли метров пять. Здесь ход круто сворачивал направо. Они решительно повернули вправо.
(А. Гайдар)
Перебегали быстро, перебегали осторожно, ползли вверх, спускались вниз, очутились вскоре, очутились высоко, громоздились слева, торчали справа, гремел торжественно, плескалось внизу, не было кругом, сворачивал круто, сворачивал направо, повернули решительно, повернули вправо.
Правило для пропущенных букв в глаголах: сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши: очутились, торчали.
Упражнение 78
Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря. Напишите, что вы видите и слышите вокруг себя (вдали, вблизи, слева, справа, вверху, внизу). Подчеркните в тексте наречия.
На берегу озера
Я стою на высоком берегу озера. Вокруг меня я слышу тихий шелест деревьев, приятный звук тихого, спокойного ветра, который обдувает мое лицо. Я вижу, как летают разные птицы вдали. Вот они сели на воду, вот они уже летают вблизи меня, справа и слева их очень много. По озеру идут небольшие волны от ветра − это прекрасное зрелище. Внизу у воды цветут красивые цветы.
И еще один вариант:
На берегу реки
Раннее чудесное утро на реке. Вокруг стоит удивительная тишина. Но вдали уже проснулись певчие птицы. Слева пестреют разноцветные цветы. Вблизи уже жужжат трудолюбивые пчёлы. Справа блестят прозрачные росинки на траве. Сверху доносится гомон птиц. Внизу блестит голубая река. Впереди виднеется песчаный берег. Позади берёзовая роща.
Упражнение 79
Рассмотрите рисунок. Что делают школьники? Напишите небольшое сочинение на тему "На уроке физкультуры". Подчеркните глаголы.
На уроке физкультуры
На уроках физкультуры ребята занимаются спортом и тренируют своё тело. Учитель сказал выполнять упражнения каждому из ребят. Ира ловко взбирается по канату. Лёва занимается прыжками в высоту. Вася подтягивается на кольцах. Учитель следит, чтобы дети выполняли все упражнения правильно. Он помогает ребятам, когда у них что-то не получается. Уроки физкультуры очень важны для здоровья и развития.
Еще вариант сочинения:
На уроке физкультуры
На уроке физкультуры мы готовились к межшкольным соревнованиям. У каждого появилась возможность выбрать любимый вид спорта.
Разминка в начале урока была долгая и насыщенная. Мы бегали, играли в игры с мячом, салки. Потом мы разделились на группы и несколько минут занимались каким-то одним видом активности. Прыгали через скакалку, кидали мяч, отжимались. Через несколько минут мы поменялись группами.
Последнюю часть урока обычно мы уделяем игре. Это чаще всего баскетбол или волейбол. За определённое время команда должна забросить больше мячей, чем соперник.
Всё это — часть подготовки к настоящим соревнованиям, где очень важна дисциплина, трудолюбие, умение работать на благо команды и на результат.
Упражнение 80
Спишите загадки. Назовите время глаголов.
1. Стучит, бренчит, вертится, не говорит, а показывает. (Часы.)
2. Хмурилось, гремело, сверкало, разразилось. (Гроза.)
3. Течёт, течёт1 — не вытечет; бежит, бежит — не выбежит. (Река.)
4. Сеет, веет, крутит, мутит, и ревёт, и льёт, и метёт. (Погода осенью.)
5. Сложу, вложу, за море пущу — и там говорит. (Письмо.)
Стучит, бренчит, вертится, не говорит, а показывает. (Часы.) — настоящее время.
Хмурилось, гремело, сверкало, разразилось. (Гроза.) — прошедшее время.
Течет−течет (настоящее время) — не вытечет (будущее время), бежит−бежит (настоящее время) — не выбежит (будущее время). (Река).
Сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и метет. (Погода осенью.) — (настоящее время).
Сложу, вложу, за море пущу (будущее время) — и там говорит (настоящее время). (Письмо.)
течёт [т’ичóт] 2 слога
т [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
е [и] – гласн., безуд.
ч [ч’] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ё [о] – гласн., ударн.
т [т] – согл., глух. парн., твёрд. парн.
5 б., 5 зв.
Упражнение 81
Выпишите вначале глаголы в 1-м лице, затем во 2-м и, наконец, в 3-м. Выделите в них окончания.
• Укажите однородные члены.
1. Зимы и вёсны3 цепочкой пёстрой мчатся, бегут за звеном звено… 2. Маленький2 жук золотою каплей висит и качается на цветке. 3. Звезда моя! Я вовсе не стараюсь всего добиться даром, без труда. Я снова сам работаю, сражаюсь, и всё же ты свети хоть иногда… 4. Я знал, что ты мне светишь впереди. 5. Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку, немного лентяя и вечно не в срок бегущего утром с портфелем под мышкой, свистя беззаботно, на первый урок.
(Э. Асадов)
Глаголы в 1-м лице: не стара[ю]сь, работа[ю], сража[ю]сь.
Глаголы во 2-м лице: свет[и], свет[ишь], чита[ешь], вид[ишь].
Глаголы в 3-м лице: мч[ат]ся, бег[ут], вис[ит], кача[ет]ся.
Вёсны — сущ., что? н. ф. — весна, нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл., в И. п., во мн. ч., подлеж.
Маленьк[ий] —(мал- – корень, -еньк- – суффикс, -ий – окончание).
Однородные члены
1. Зимы и вёсны, мчатся и бегут. 2. Висит и качается. 3. Работаю, сражаюсь. 5. Читаешь, видишь.
Упражнение 82.
Запишите глаголы во 2-м лице единственного числа и в 3-м лице множественного числа. Выделите окончания.
Образец. Печь — печ[ёшь], пек[ут].
Беречь, стеречь, нести, везти, вести, пасти.
Беречь — береж[ёшь], берег[ут].
Стеречь — стереж[ёшь], стерег[ут].
Нести — нес[ёшь], нес[ут].
Везти — вез[ёшь], вез[ут].
Вести — вед[ёшь], вед[ут].
Пасти — пас[ёшь], пас[ут].
Упражнение 83
Озаглавьте стихотворение А. Майкова. Определите его тему и основную мысль. Запишите выделенные глаголы, укажите их время.
От солнца лилия пугливо
Головкой прячется своей,
Всё ночи ждёт, всё ждёт тоскливо,
Взошёл бы месяц поскорей.
Ах, этот месяц тихим светом
Её пробудит ото сна,
И всем дыханьем, полным цветом,
К нему запросится она...
Глядит, горит, томится, блещет,
И, вся раскрывши лепестки,
Благоухает и трепещет
От упоения и тоски.(А. Майков)
Заголовок: Ночная лилия
Тема: ночной цветок лилия.
Основная мысль: красоту лилий можно увидеть ночью, при луне.
Прячется (настоящее время), ждет (настоящее время), взошел (прошедшее время), пробудит (будущее время), запросится (будущее время), глядит (настоящее время), горит (настоящее время), томится (настоящее время), блещет (настоящее время), благоухает (настоящее время), трепещет (настоящее время).