Ответы к странице 126
Упражнение 254
К словам автора допишите прямую речь.
• Составьте схемы второго и четвёртого предложений.
• В каких словах автора речь говорящего характеризуется с помощью наречий?
1. Экскурсовод сообщил: — — . 2. Отец серьёзно спросил: — — ? 3. Мальчик воскликнул: — — ! 4. — — , — неуверенно возразил Александр. 5. — — ? — удивилась девочка. 6. — — ! — кричали болельщики. 7. Учитель физкультуры скомандовал: — — !
1. Экскурсовод сообщил: “Мы подъезжаем к известному зданию”.
2. Отец серьёзно спросил: “Где ты был?”
А: "П?"
3. Мальчик воскликнул: “С радостью помогу вам!”
4. “Мне это было нетрудно”, — неуверенно возразил Александр.
"П", - а.
5. “А что в нём особенного?” — удивилась девочка.
6. “Гол!” — кричали болельщики.
7. Учитель физкультуры скомандовал: “Смирно!”
Упражнение 255
Поменяйте местами слова автора и прямую речь. Измените, где это необходимо, порядок слов в словах автора. Подчеркните глаголы, вводящие прямую речь.
• Укажите обращения.
1. Мы попросили лесника: «Проводи нас, дедушка».4 2. Он пригласил: «Ступайте, ребята, за мной!» 3. «Мы готовы, Иван Петрович», — ответили ребята. 4. «Ешьте, ребята, яблоки», — предложил нам лесник. 5. Дети поблагодарили: «Спасибо, дедушка2, с удовольствием». 6. «Возьмите яблоки с собой в дорогу», — сказал лесник2. 7. «Счастливого пути, друзья, приходите ещё», — неслось нам вслед.
1. "Проводи нас, дедушка (обр.)", - попросили мы лесника. 2. "Ступайте, ребята (обр.), за мной!" - пригласил он. 3. Ребята ответили: "Мы готовы, Иван Ильич (обр.)". 4. Лесник предложил нам: "Ешьте, ребята (обр.), яблоки". 5. "Спасибо, дедушка (обр.), с удовольствием", - поблагодарили дети. 6. Лесник сказал: "Возьмите яблоки с собой в дорогу". 7. Нам вслед неслось: "Счастливого пути, приходите еще".
2Морфемный разбор слов дедушка, дорогу:
дедушк[а] дед - корень, ушк - суффикс, а - окончание, дедушк - основа
лесник (лес- — корень, -ник- — суффикс, нулевое окончание, лесник- — основа слова)
4Разбор предложения:
Мы попросили лесника: «Проводи нас, дедушка».
А: "П". (Предложение с прямой речью, слова автора стоят перед прямой речью)
Упражнение 256
Перепишите отрывки из русской народной сказки, расставляя знаки препинания. Замените маленькие буквы большими, где это необходимо.
1. Здра(?)ствуй с..стрица что ты куша..шь спрашива..т волк. 2. Рыбу отвеча..т лисица. 3. Дай мне лисичка хоть одну просит3 серый. 4. А рыженькая учит ты братец ступай на реку и опусти хвост в прору..ь. 5. Волк пошёл на реку опустил хвост в прору..ь. Сидит и приговарива..т ловись ры..ка и маленькая, и б..льшая. 6. Так-то лиса учила меня рыбу л..вить г..ворит волк. 7. Эх братец у тебя хвоста нет а у меня гол..ва разбита жалует(?)ся лиса.
• Выпишите словосочетания “глаголх + существительное с предлогом”.
1. "Здравствуй, сестрица, что ты кушаешь?" - спрашивает волк. 2. "Рыбу", - отвечает лисица. 3. "Дай мне, лисичка, хоть одну", - просит серый. 4. А рыженькая учит: "Ты, братец, ступай на реку и опусти хвост в прорубь". 5. Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь. Сидит и приговаривает: " Ловись, рыбка, и маленькая, и большая. 6. "Так-то лиса учила меня рыбу ловить!" - говорит волк. 7. "Эх, братец, у тебя хвоста нет, а у меня голова разбита!" - жалуется лиса.
Словосочетания:
х х
ступай на реку; опусти в прорубь;
х х
пошёл на реку; опустил в прорубь.
3Морфологический разбор:
Просит — глаг., что делает?, н. ф. — просить, II спр., в наст. вр., в 3-м. л., в ед. ч., сказ.