Ответы к странице 92

Упражнение 188

Выпишите словосочетания (сказуемое + дополнение). У существительных в косвенных падежах обозначьте падеж. Озаглавьте текст.

                                Кошки
Дикая кошка приблизилась к человеку примерно четыре с половиной тысячи лет назад в Египте. Мы узнали о первых домашних кошках из изображений на стенах египетских надгробий*. В то время кошки ловили крыс и мышей, спасали урожай на складах. В Европу кошки приплыли на кораблях греков, которые купили этих животных за большие деньги. В свою очередь греки продали кошек другим народам.


х  |--------------------↓ Пр.п
Узнали (о ком?) о кошках.

   х  |---------------↓ В.п.
Ловили (кого?) крыс.

     х  |---------------↓ В.п.
Ловили (кого?) мышей.

     х  |---------------↓ В.п.
Спасали (что?) урожай.

     х  |---------------↓ В.п.
Купили (кого?) животных.

      х  |---------------↓ В.п.
Продали (кого?) кошек.

        х  |---------------↓ Д.п.
Продали (кому?) народам.

Обратите внимание, что в таких выражениях, имеющихся в тексте, как на стенах надгробий, на кораблях греков, зависимые слова не являются дополнениями (это несогласованные определения), поскольку зависят не от глаголов-сказуемых, а от существительных (дополнения могут зависеть от членов предложения, выраженных существительными, в тех случаях, когда существительные обозначают действия или семантически связаны с глаголами: чтение книг, просьба о помощи, жажда славы, любовь к ближнему и т. п.).

Упражнение 189

Изменится ли смысл предложений при изменении порядка слов? Докажите свою точку зрения.

1. Дуб заслоняет ель. Ель заслоняет дуб. 2. Мать любит дочь. Дочь любит мать. 3. Ветер колышет тростник. Тростник колышет ветер.

Смысл предложений изменится. Здесь нужно задать вопрос от сказуемого и понять, какое существительное будет подлежащим, а какое — дополнением. Тогда смысл станет понятен.

Подлежащее — существительное в И. п., а дополнение — существительное в В. п.

1. (Кто? что?) Дуб (И. п.) заслоняет (кого? что?) ель (В. п.). (Кто? что?) Ель заслоняет дуб.

2. (Кто?) Мать (И. п.) любит (кого?) дочь (В. п.). (Кто?) Дочь (И. п.) любит (кого?) мать (В. п.).

3. (Кто? что?) Ветер (И. п.) колышет (кого? что?) тростник (В. п.). (Кто? что?) Тростник (И. п.) колышет (кого? что?) ветер (В. п.).

Упражнение 190

Диктант. Обозначьте падеж имён существительных. Подчеркните орфограммы в корнях слов.

   На международной выставке (П. п.) цветов (Р. п.), любоваться астрами (Т. п.), георгинами (Т. п.), хризантемами (Т. п.), поздравлять победителей (В. п.), пёстрый цветник (И. п.), всюду радостные лица (И. п.), с чудесными букетами (Т. п.), оживлённая беседа (И. п.), слышатся издалека.
   На башне (П. п.) развеваются знамёна (И. п.). Дети (И. п.) растут и развиваются очень быстро.