Ответы к странице 150

Упражнение 303

О букве говорят, что она обозначает звук. Различайте звук и букву! Не произносите вместо звука название буквы!

Определите, какие ошибки допустил ученик в ответе. Запишите названия букв и звуков в исправленном виде.

1. В слове лист — 4 звука: [эль], [и], [эс], [тэ].
2. В слове строчка — 7 букв: «сэ», «тэ», «рэ», «о», «че», «ка», «а».

1. В первом случае ученик не различил звуки и буквы. И произнёс вместо звука название буквы.
Надо: в слове лист — 4 звука: [л’], [и], [с], [т].

2. Во втором случае он допустил ошибки в названиях буков «эс» и «эр».
Надо: в слове строчка — 7 букв: «эс», «тэ», «эр», «о», «че», «ка», «а».

Упражнение 304

Прочитайте правильно слова.

РГБ (Российская государственная библиотека), МКС (международная космическая станция), СНГ (Содружество Независимых Государств), «МК» — газета «Московский комсомолец», МХТ (Московский Художественный театр), ФК (футбольный клуб).

РГБ — «эр — гэ — бэ» (Российская государственная библиотека),
МКС «эм — ка — эс» (международная космическая станция),
СНГ — «эс — эн — гэ» (Содружество Независимых Государств),
«МК» — «эм — ка» (газета «Московский комсомолец»),
МХТ «эм — ха — тэ» (Московский Художественный театр),
ФК «эф — ка» (футбольный клуб).

Работа с аббревиатурами предваряется информацией о том, что слова такого типа могут читаться по-разному: буквами и звуками. То есть бывают буквенные аббревиатуры и звуковые.

Например: МГУ — «эм — гэ — у» читается буквами, а МИД — [м’ит] — звуками. В то же время за аббревиатурой США закрепилось особое произношение — по буквам, но так, как они (буквы «эс» и «ша») произносятся в просторечии, а не в литературном языке: [сэ — шэ — а].

Упражнение 305

Расположите книги в алфавитном порядке (по фамилиям авторов).

• Какие из них вы уже успели прочитать?

А. Пушкин. «Руслан и Людмила», Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес», Д. Роулинг. «Гарри Поттер и орден Феникса», Т. Крюкова. «Хрустальный ключ», Ж. Верн. «Дети капитана Гранта», А. Чехов. «Каштанка», М. Твен. «Приключения Тома Сойера», Л. Толстой. «Детство», В. Голявкин. «В школе и дома», И. Тургенев. «Муму», Л. Каминский. «Урок смеха».

Ж. Верн. «Дети капитана Гранта»,
В. Голявкин. «В школе и дома»,
Л. Каминский. «Урок смеха»,
Т. Крюкова. «Хрустальный ключ»,
Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес»,
А. Пушкин. «Руслан и Людмила»,
Д. Роулинг. «Гарри Поттер и орден Феникса»,
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»,
Л. Толстой. «Детство»,
И. Тургенев. «Муму»,
А. Чехов. «Каштанка».

Упражнение 306

Определите, какие ошибки допустил ученик в ответе. Запишите названия букв в исправленном виде.

1. В слове рот — 3 буквы: «рэ», «о», «тэ».
2. В слове шубка — 5 букв: «шэ», «у», «бэ», «ка», «а».

1. В первом случае ученик допустил ошибку в названии буквы «эр».
Надо: в слове рот — 3 буквы: «эр», «о», «тэ».

2. Во втором случае он допустил ошибку в названии буквы «ша».
Надо: в слове шубка — 5 букв: «ша», «у», «бэ», «ка», «а».

Упражнение 307

О каком чуде говорит Я. Козловский? Ответьте письменно на этот вопрос.

Прапрадедовской2 порой
Стали буквы в чёткий строй.
Строй как строй, да не простой.

Был он прозван АЛФАВИТ
И повсюду знаменит.
До сих пор с него, как встарь,
Начинается букварь.

Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.

Вы подумайте о чуде:
Сколько букв — сестёр родных?
Тридцать три!
А сколько люди
Могут слов сложить из них?

Я. Козловский говорит о том, что в алфавите всего 33 буквы, но из них можно составить бесконечное множество слов.

2Пра пра дед ов ск[ой] (пра- — приставка, пра- — вторая приставка, -дед- — корень, -ов- — суффикс, -ск- — второй суффикс, -ой — окончание, прапрадедовск- — основа слова)