Ответы к странице 164. § 60 Фонетический разбор слова
Упражнение 336
Выполните фонетический разбор выделенных слов.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф. Тютчев)
лю-блю — [л’убл’ý] 2 слога.
л — [л’] — согл., сонорн. непарн., мягк., парн. [л]
ю — [у] — гласн., безуд.
б — [б] — согл., звонк. парн. [п], твёрд., парн. [б’]
л — [л’] — согл., сонорн. непарн., мягк., парн. [л]
ю — [у] — гласн., ударн.
5 б., 5 зв.
гро-зу — [гразý] 2 слога.
г — [г] — согл., звонк. парн. [к], твёрд., парн. [г’]
р — [р] — согл., сонорн. непарн., твёрд., парн. [р’]
о — [а] — гласн., безуд.
з — [з] — согл., звонк. парн. [с], твёрд., парн. [з’]
у — [у] — гласн., ударн.
5 б., 5 зв.
ма-я — [мáй’а] 2 слога.
м — [м] — согл., сонорн. непарн., твёрд., парн. [м’]
а — [а] — гласн., безуд.
й — [й’] — согл., сонорн. непарн., мягк., непарн. [р’]
а — [а] — гласн., безуд.
3 б., 4 зв.
ко-гда — [кагдá] 2 слога.
к — [к] — звонк. глух. парн. [г], твёрд., парн. [к’]
о — [а] — гласн., безуд.
г — [г] — согл., звонк. парн. [к], твёрд., парн. [г’]
д — [д] — согл., звонк. парн. [т], твёрд., парн. [д’]
а — [а] — гласн., ударн.
5 б., 5 зв.
гром — [грóм] 1 слог.
г — [г] — согл., звонк. парн. [к], твёрд., парн. [г’]
р — [р] — согл., сонорн. непарн., твёрд., парн. [р’]
о — [о] — гласн., ударн.
м — [м] — согл., сонорн. непарн., твёрд., парн. [м’]
4 б., 4 зв.
Повторение
Контрольные вопросы и задания
1. Укажите различия в образовании гласных и согласных звуков; звонких и глухих согласных.
Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [э], [у] состоят только из голоса. При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая препятствий. Образование разных гласных звуков зависит от того, какую форму мы придаём губам.
В отличие от гласных, согласные звуки образуются с помощью шума. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Струя воздуха преодолевает препятствия, и от этого получается шум. В зависимости от того, участвует ли при этом голос и как он участвует, согласные делятся на глухие, звонкие и сонорные.
2. В чём особенность сонорных звуков?
В сонорных (звучных) согласных голос преобладает над шумом. Качество согласных, предшествующих сонорным, не изменяется.
3. Для чего нужно знать алфавит?
Алфавит необходимо знать для того, чтобы легко и быстро ориентироваться в словарях, картотеках (например, библиотечных), в справочниках (например, телефонном). Правильное название букв нужно знать, чтобы не делать орфоэпических ошибок при произнесении слов-аббревиатур (сокращений): РФ, МГУ, ПК.
4. Приведите примеры чередований ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.
Чередования ударных/безударных гласных: в[о́]ды — ударный гласный [о] — в сильной позиции; в[а]да́ — безударный гласный [а] — в слабой позиции.
Чередования звонких/глухих согласных: сне[к] — сне[г]а.
Чередования твёрдых/мягких согласных: пру[т] — пру[т’]ик.